Шевченковский гай
29.04.2012
В составе Польши (1918-1939)
21.11.2012

В составе Австро-Венгрии 1772-1918

Львов в составе Австро-ВенгрииСубстоличний статус Львова, его территориальное расширение, изменения в сфере экономики, общественно-политической и культурной жизни определяли состав и динамику движения его населения. Полные данные о населении Львова в середине XIX века подала первая австрийская государственная перепись населения, проведенная в 1857 по новой методике. Тогда площадь города составляла 0,6 квадратных мили (австр. миля = 7606 м). В ней местного населения насчитывалось 52579 человек, еще 18105 неместных жителей, всего в количестве 70384 лица. По конфессиональной принадлежности 50,38% жителей составляли римо-католики, 40,60% — иудеи. На греко-католиков приходилось всего 7,48%. Ничтожные доли составляли группы лютеранского, православного и униатского армянского населения и некоторые другие.

Конфессиональное разделение на римо-католиков, иудеев, греко-католиков, как известно, почти полностью соответствовало соотношению между жителями польской, еврейской и украинской национальностей. Следовательно, можно говорить, что Львов тогда на восточногалицком пространстве по составу населения выступал как национально чуждой край для всего города. Занятых и таких, которые имели другие источники к существованию, в городе из числа местного населения насчитывалось 17673 человека. Еще 34773 человек шло в графе «женщины и дети» и 3218 — в графе «мужчины старше 14 лет». Лица, о которых говорилось в двух последних графах, не учитывались по профессии, занятости и источниками существования. В общем, социально-экономический характер города хорошо отражал состав его населения по занятости. В нем было 373 человека духовного состояния; 1792 служащих,  242 военные (из местного населения), 354 работники культуры и искусства, 101 юрист, 227 занятых санитарной службой, 49 занятых в земледелии, 1282 домовладельцев и рантье, 2222 фабрикантов и промышленников, 1342 торговцы, один числился в графе «рыбаки и моряки», 99 сельскохозяйственных рабочих; 3086 промышленных рабочих; 1023 работники торговли; 3032 рабочие других служб, 2446 поденщиков.

1860-1890-тые годы как по причине выполнения городом своей субстоличной миссии, так и под влиянием ускоренного экономического развития — характеризовались быстрым приростом населения. С 1857 до 1890 численность римо-католиков выросла на 140% и достигла 67786 человек, а их процент — 52,59%. Рост населения иудейского вероисповедания составил 60%, а его численность достигла 36160 человек (28,26%). Однако экономическая конъюнктура города больше сказалась на механическом росте городского населения за счет украинских периферий. Численность греко-католиков увеличилась на 420% и достигла 21876 человек или 17,10% населения города. На другие национально-конфессиональные группы приходилось 2651 человек (2,07%). Всего же население города в 1890 составляло 127943 человека.

В 1900, по данным государственной переписи численность населения города достигла 159877 человек, в том числе присутствующих на месте 156961 человек, а без военнослужащих — 149544 человек, что более чем в два раза превышало численность населения города в 1859. Еще динамичным был прирост населения в начале XX в. Перепись 1910 подавала численность присутствующих на месте без военнослужащих -195796 человек, т.е. прирост за десятилетие составил 30,92% . Этническое происхождение точнее передают данные о конфессиональной принадлежности населения (с военнослужащими и др.. — 206113 человек), из которого на римо-католиков приходилось 105469 человек (51,17%), на греко-католиков — 39314 человек (19,07%), на представителей иудейской религии — 57387 человек (27,84%) на других — 3543 человек (1,91%).

Поскольку государственная перепись фиксировала только языки коренных национальностей, всем евреям записывали в основном как разговорный польский язык, реже украинский и немецкий. Многие украинцы, в частности из числа городских чиновников, приспосабливаясь к политической атмосфере в городе, подавали за разговорный польский язык. По свидетельству газеты «Дело», во Львове каждый год покидало греко-католический обряд и переходило на латинский 400 человек. Многие из тех, которые еще сохраняли веру отцов, декларировали себя польскоговорящими. Вследствие этого, по переписи 1900, Во Львове считали себя польскоговорящими 120630 человек (75,45%), украиноязычными — только 15159 человек (9,48%), еще 29409 человек (12,77%) — немецкоязычными. Но это не значит, что польскоговорящие украинцы города потеряли свою этничность. Практически, как писал Иван Франко, Львов и далее оставался сердцем «русского народа». [Использованные материалы]

 


IMG1.JPGIMG10.JPGIMG11.JPGIMG12.JPGIMG13.JPGIMG14.JPGIMG15.JPGIMG16.JPGIMG17.JPGIMG18.JPGIMG19.JPGIMG2.JPGIMG20.JPGIMG21.JPGIMG22.JPGIMG23.JPGIMG24.JPGIMG25.JPGIMG26.JPGIMG27.JPGIMG28.JPGIMG29.JPGIMG30.JPGIMG31.JPGIMG32.JPGIMG33.JPGIMG34.JPGIMG35.JPGIMG36.JPGIMG37.JPGIMG39.JPGIMG4.JPGIMG40.JPGIMG41.JPGIMG42.JPGIMG43.JPGIMG44.JPGIMG45.JPGIMG46.JPGIMG47.JPGIMG48.JPGIMG49.JPGIMG5.JPGIMG50.JPGIMG51.JPGIMG52.JPGIMG53.JPGIMG55.JPGIMG56.JPGIMG57.JPGIMG58.JPGIMG59.jpgIMG6.JPGIMG60.jpgIMG7.JPGIMG8.JPGIMG9.JPG

1 Комментарий

  1. ekole-stnica:

    3 ноября польские формирования предприняли рейд на центр Львова, который был отражён украинцами. Тем временем с востока в город вошлаУкраинских сичевых стрельцов под командованием Грыця Коссака , которые уже 4 ноября были брошены в бой под железнодорожной станцией. 5 ноября поляки отбили атаку украинцев и сами перешли в наступление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *