Ансамбль Успенской церкви
15.09.2013
Доминиканский собор и монастырь
15.09.2013

Львовский Армянский кафедральный соборАрмянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник истории и культуры во Львове (Украина). Находится на ул. Армянской, 7-13.

Ансамбль армянской церкви расположен на территории исторического Львова, в той его части, где селились армяне. Собор является архитектурным центром комплекса, вокруг которого группируются остальные сооружения, образуя три небольших замкнутых дворика.

Строительство собора началось в 1363 г. Один из самых древних памятников Львова, построен архитектором Дорингом (Доре, Дорко) на средства армянских купцов Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайцараца. Многие исследователи предполагают, что в строительстве принимали участие армянские мастера, так как памятник имеет много общих черт с собором в Ани.

В 1630 году армянской епископ Львовa Николай Торосович вступил в унию с Римом. В 1690 году основан армянский женский монастырь по правилу святого Бенедикта.

Когда в 1901 году умер архиепископ Исаак Исакович, его преемником стал Юзеф Теофил Теодорович. Он решил сделать реконструкцию и реставрацию храма.

В советское время Армянский собор в связи с ликвидацией Львовского армяно-католического архиепископства был закрыт. 26 ноября 1945 был арестован администратор архиепископства, в. Дионисий Каетанович и три других священников. Почти все армяне были вынуждены уехать в Польшу.

В соборе сначала было устроено хранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года — хранилище львовского музея имени В. И. Ленина. В январе 2000 года храм передали верующим, но не Армяно-католической, а Армянской апостольской церкви, так как во Львове практически не осталось армян-католиков. 6 января 2001 года состоялось первое после длительного перерыва богослужение в Армянском соборе.

Ансамбль собора

Ансамбль Армянского собора — уникальный памятник армянской средневековой архитектуры на Украине. В ансамбль храма входят ещё несколько архитектурных шедевров:

  • башня-колокольня над входом во двор, которую выстроил архитектор Пётр Красовский в 1571 году, возвращена армянской общине решением львовского горсовета в декабре 2007 года;
  • декоративная колонна с фигурой Святого Христофора (1726 год), которая стоит на дворе;
  • здание бывшего армянского банка (XVII век);
  • дворец армянских архиепископов (XVII—XVIII век, в настоящее время не принадлежит армянской общине);
  • здание бывшего монастыря армянских бенедиктинок (XVII век).

Монастырский дворик у северной стены собора с противоположной стороны ограничивает здание монастыря армянских бенедиктинок, построенное в 1682. Перед ним в 1881 поставлена статуя работы Г. Дыкаса. Галерея, устроенная по образцу итальянских лоджий, служит переходом из монастыря в собор, ее нижний ярус — открытый, арочный, верхний — закрытый. В стену вмурованы два рельефа (XVI — начала XVII века) из местного известняка. Восточный дворик связывают с монастырским барочные ворота (1671). Он называется христофоровым, и в центре его высится памятная колонна Святого Христофора (XVIII век). Со всех сторон дворик замкнут зданиями бывшего армянского банка (XVII в.), архиепископского дворца (конец XVIII века), колокольней (XVI—XVIII века), апсидами собора. Сквозной проход соединяет восточный дворик с ул. Леси Украинки. На арке ворот дата «1779 год» — время восстановления зданий после пожара 1773 г. Южный дворик соединен с восточным воротами с барочным фронтоном (1877 г.), отделен от улицей Армянской оградой с металлической решеткой. В нише ограды с улицы помещена статуя с датой «1664» — характерный образец львовской скульптуры второй половины XVII века, по мнению некоторых исследователей принадлежащая резцу львовского мастера Мельхиора Эрлемберга. Вдоль южной стены собора тянется открытая аркада-галерея, построенная в 1437 г. Возле глухой стены дома установлен деревянный горельеф «Голгофа» (XVIII век). [Использованные материалы]

Интерьер Армянского кафедрального собора

 

Интерьер

Просторная средняя часть собора после реконструкции 1908—1927 лет испытала значительные изменения. В рисунке нового деревянного потолка архитектор Ф.Мовчинский использовал модернизованные армянские и ориентальные мотивы, а художник Ян Генрик Розен выполнил преисполненные метафизического содержания картины и орнаментальные росписи стен и витражей. Ян Розен пошёл путем синтеза армяно-византийской традиции с западноевропейскими тенденциями современного ему искусства в форме объединения экспрессивных средств выражения с позднесецессионной стилизацией. Особенно удались художнику, по мнению современников, «Тайная вечеря», «Распятие» и «Погребение Святого Одилона».

 

Освящение собора

18 мая 2003 года собор освятил патриарх-католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали спикер армянского парламента Армен Хачатрян, президент Союза армян Украины Нвер Мхитарян, французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, российский актёр Армен Джигарханян, посол Армении на Украине и посол Армении во Франции, архиепископ УПЦ Августин (Маркевич), глава украинского Госкомитета по делам религий, а также экс-президент Украины Леонид Кравчук.

 


002.jpg003.jpg004.jpg005.jpg006.jpg007.jpg014.jpg015.jpg016.jpg017.jpg018.jpg033.jpg069.JPG070.jpg075-U-3636.jpg076-U-3637.jpg078-LNF_0260.jpg080-LNF_0267.jpg081-LNF_0262.jpg082U-3639-3.jpg083-U-3639-4.jpg084-LOF-116.jpg085-LOF-117.jpg090.jpg091-n.jpg092-LNF_0261.jpg093-3639-1.jpg094-3639-2.jpg095-The Armenian Cathedral.jpg100-P023.JPG101.JPG105.jpgS1052652.JPG106.jpg107.JPG110.JPG111.JPG112.JPG113.JPG115.JPG

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *