Еврейскими улицами Львова
15.02.2012
Площадь Рынок. Дома
15.02.2012

Старый еврейский ЛьвовПочти одновременно с основанием Львова в XIII веке, при князе Льве, тут поселились евреи. Две еврейские общины — Городская и Краковского предместья — в 60-х годах XIV в. получили юридические привилегии от короля Казимира Великого. Евреи традиционно занимались торговлей и ремеслами. В «золотых» веках (XVI и XVII) лучшие представители львовского еврейства добились высокого положения как финансисты, коммерсанты, врачи; значительного развития достигли тогда культура и талмудическая наука.

В австрийский период (1772-1918) евреи города над Полтвой боролись за свое гражданское равноправие и противостояли ассимиляции. В первой половине XIX века Львов стал центром Хаскалы — еврейского Просвещения. Деятели Хаскалы (т. н. маскилим) модернизировали общественную жизнь и сочетали традиции иудаизма с западноевропейской культурой. Популярным во Львове стал и хасидизм, новое течение в иудаизме. Период после принятия новой австрийской конституции (1867) и до начала 1-й мировой войны был временем быстрого расширения еврейских кварталов города, строительства новых синагог, подъема образования и науки, расцвета культуры. В начале XX века евреи составляли 30 % городского населения. Однако в условиях демократизации общества евреям приходилось бороться с антисемитизмом. С конца XIX века благодаря деятельности Теодора Герцля во Львове зародился сионизм.

В межвоенный период евреи Львова (численностью ок. 100 тысяч чел.) вели активную и многогранную деятельность в сферах экономики, политики и культуры, создавая сотни различных организаций и обществ. Особенно высокого уровня достигли тогда образование, искусство и журналистика. Многовековая история львовского еврейства была трагически прервана в годы Холокоста (1941-1944), когда большинство довоенного населения стало жертвой нацистского геноцида.

В послевоенные годы жителями города стали евреи, приехавшие из других областей СССР. Восстановление старых, уничтоженных традиций, проходило трудно и активизировалось лишь в независимой Украине. В настоящее время еврейская общественность Львова стремится как к сохранению исторической памяти о прежних поколениях, так и к развитию собственной национальной самобытности. [Использованные материалы]

В старом еврейском городе

Древнейший городской еврейский квартал находился к югу от пл. Рынок. Он сформировался при нынешней улице Ивана Федорова, точнее той ее части, которая расположена между современными улицами Староеврейской (прежде Боимов) и Русской. Эта часть традиционно называлась Еврейской улицей с XIV в. до 1871 г. (позже — ул. Бляхарская). С западной стороны этот небольшой и плотно застроенный квартал заканчивался высокой стеной на улице Шкоцкой (Сербской), а с востока замыкался Городским арсеналом. В средние века вход в еврейское гетто вел с пл. Рынок через специальные ворота.

Старая городская синагога стояла напротив арсенала с 1555 до 1798 года. Это здание было небольшим. Поэтому в 1580 г. председатель еврейской общины Исаак Нахманович выкупил у города участок и построил на этой земле собственный дом (нынешний адрес — ул. Федорова, 27) и частную семейную синагогу. Она получила название«Турей Захав» или «Золотые Ворота» в память о молившемся здесь раввине Давиде Галеви. Именно на этот участок в еврейском квартале посягали монахи-иезуиты. Евреи отстояли свою святыню в 1606 г. По легенде это произошло благодаря самоотверженности невестки Нахмановича Розы. То ли от ее имени, то ли от большой мозаичной розетки, выложенной на полу храма, в пароле синагогу называли «Золотая Роза» («Турей Рейзл»). Ее построил архитектор Павел Счастливый в 1582 г. В интерьере доминировал четырехугольный зал с готическими сводами, украшенный ренессансной лепниной и алтарем (бимой) у восточной стены, окруженным изящной кованой решеткой. В 1604 г. «Золотая Роза» стала главной городской синагогой. В ней находились книги хроник общины, тора и сокровищница, сюда перенесли катальный суд, школу и библиотеку. В 1799-1801 гг. на месте Старой была построена Большая городская синагога. Ее название соответствовало размерам: это было довольно массивное сооружение  по внешнему виду напоминавшее Большую синагогу Краковского предместья. Обе святыни были разрушены в время Второй мировой войны. От Большой синагоги остались лишь части входных арок, примыкающие к соседнему дому № 52. Ее место нахождение (ул. Староеврейская, 54) ныне обозначено бетонными плитами и брусчаткой. От замечательной ренессансной синагоги «Золотая Роза» сохранился фрагмент северной стены, заботливо восстановленный и законсервированный реставраторами. На месте старого дома Нахмановичей на ул. Бляхарской (Федорова), 27 в 1913 г. было построено новое здание еврейской религиозной общины, запроектированное с использованием стилизованных ренессансных мотивов (архитекторы Леопольд Райе и Артур Шлейен). На фасаде на уровне 3-го этажа сохранилась мемориальная таблица в честь Давида Галеви.

Среди зданий па ул. Староеврейской под № 34 выделяется бывший дом Соломона Фридмана, построенный в 1633-1634 гг. на арендованной у магистрата земле (на фасаде сохранились резные обрамления окон и изображение городского герба как символ «эмфитевзиса» — вечной аренды). Кроме жилых домов и синагог в еврейском квартале были также больница (ул. Федорова, 29), общинная тюрьма, ритуальная баня — «миква» (ул. Арсенальная, 7), Дом знаний Бет-Гамидраш с большой библиотекой (контуры его стен теперь условно показаны под № 41 на ул. Староеврейской) и торговые лавки. 11а площади Векслярской (ныне Колинвщины) находились конторы ростовщиков и менял, а также колодец. Дома еврейского квартала сохранили память о судьбах тысяч людей. И поныне на некоторых из них можно увидеть таблички с надписями на иврите и углубления при входе (справа), служившие для футляра с «мезузой» (пергамента с текстом из Второзакония) — например, на ул. Староеврейской, 48 и на ул. Федорова, 27. [Использованные материалы]

Старые еврейские некрополи

Веками львовские евреи хоронили умерших на Старом кладбище, занимавшем территорию между современными улицами Раппопорта, Базарной, Броварной и Клепаровской. Впервые оно упомянуто в сохранившихся архивных документах в 1414 г., хотя самые древние «мацевот» (надгробия) датировались 1348 и 1378 годами. Львовское кладбище было, таким образом, одним из древнейших еврейских киркутов Европы наряду с Пражским (XIII в.).

Перед второй мировой войной здесь насчитывалось несколько тысяч надгробий, живописно наклоненных под сенью деревьев, украшенных символическими рельефами и эпитафиями. Они тщательно изучались и реставрировались довоенными учеными, в частности Майером Балабаном и членами Куратории опеки над еврейскими культурными памятниками, существовавшей при религиозной общине.

В центральной части кладбища были похоронены самые известные личности Львова XV -XVIII вв. Среди них были первый городской раввин Леви бен Яков Кикенес (умер в 1503), основатели синагоги «Золотая Роза» Исаак Нахманович (ум. в 1595), его сын Нахман Исаакович (ум. в 1618) и его жена, сама «золотая» Роза Нахманович (ум. в 1637); и личный врач короля Яна Собесского доктор Эммануил де Иона (ум. в 1702), основатель известной в Европе иешивы (талмудической академии) и председатель сеймика (съезда) евреев Польши Изуе (Иешуа) Фальк (ум. в 1614); ректор иешивы и мученик за веру, четвертованный и сожженный на лобном месте во Львове, раввин Хаим Райцес (ум. в 1728), рядом с ним раввии Хахам Цви Ашкенази, прибывший во Львов из Амстердама (ум. в 1718). В одном ряду стояли мацевы знаменитых раввинов — ученого-талмудиста Давида Галеви (ум. в 1667), главы ортодоксов Якова Оренштейна (ум. в 1838) и его противника, выдающегося реформатора Авраама Кона (отравленного ортодоксами в 1848). Наибольшее количество мацев на Старом кладбище было датировано 1855 годом, когда сотни львовян унесла эпидемия холеры.

В августе того года власти закрыли Старое кладбище и открыли Новое — на горе Кортума вблизи ул. Яновской (теперь ул. Шевченко). В 1856 г. на деньги купца Эфроима Викселя здесь была построена синагога, а в 1875 к кладбищу вымостили дорогу, названную Пилиховской улицей (теперь ул. Ерошенко). Вдоль улицы доныне сохранилась каменная ограда в неороманском стиле, поставленная в 1890 г. В 1912-1913 гг. по проекту архитекторов Романа Фелинского и Ежи Гродынского было воздвигнуто величественное центрическое сооружение в стиле модерн — «Бет-Тахара» (предпогребальная часовня). На Новом кладбище нашло вечный покой немало известных членов львовской еврейской общины, в т. ч. один из основателей синагоги реформаторов Эммануил Блюменфельд, основатель Еврейского госпиталя Мауриций Лазарус, раввины Бернард Левенштсгш и Иезекиль Каро, глава вероисповедальной общины, поборник ассимиляции Эмиль Бык, вожди львовского сионизма Авраам Коркис, Гершон Ндппер и Леон Райх. Были здесь и мемориалы жертв погрома в ноябре 1918 г. и погибших еврейских воинов.

Оба львовских кладбища были уничтожены гитлеровцами в 1943 г. «Бет-Тахара» и синагоги были взорваны, а надгробиями вымощены дороги. На месте Старого кладбища уже советские власти в 1947 году создали рынок, называемый Краковским. Хоть и варварски разрушенное, забетонированное и поруганное, это святое место все равно чтят верующие евреи. Новое кладбище после войны продолжает функционировать под опекой еврейской общины, хотя после ее разгона в 1962 году территория киркута была присоединена к христианскому Яновскому кладбищу. Компактные еврейские могилы расположены вдоль главной аллеи (самый старый памятник датируется 1914 годом) У входа с ул. Ерошенко над братской могилой, где после войны собраны останки из старых захоронений, можно видеть гранитный обелиск, а выше 37 поля находится памятный знак жертвам Холокоста. [Использованные материалы]

Улицами еврейского Львова

От городского квартала пройдем в район Подзамче, где в т.н. Краковском предместье располагалось второе древнейшее поселение евреев. Оно простиралось от реки Полтвы (ныне скрытой под проспектом Черновола) к востоку до монастыря бенедиктинок. Сердцем этого района была каменная Большая синагога предместья, сооруженная в 1632 г. (вероятно по проекту Джакомо Мадлены).

Ее главный зал освещали высокие арочные окна. К синагоге сходились улицы Божничая (теперь Санская), Цибульная (сейчас Старая), Маккавеев и Овощная (ныне не существующие), а также Лазневая, служившие средоточиями оживленной торговли. На фундаменте уничтоженной гитлеровцами Большой синагоги сейчас находится сквер.

В годы Холокоста погибли и остальные ключевые здания еврейского района, которые мы можем теперь только в воображении представить на местах незастроенных участков и скверов. Так, недалеко от Большой синагоги на ул. Божничей (Санской), 5 в 1793 г. был воздвигнут Бет-Гамидраш редместья. К нему примыкала синагога общества «Бет Лехем». На углу улиц Санской, 4 и Лазневой с 1791 г. стояла Синагога хасидов (Хасидим Шул), пере строенная архитектором Артуром Шлейеном в 1897 г. в стиле синагог ХVII-ХVIII веков. Другая хасидская святыня «Ор Шемеш» («Луч солнца»), сооруженная в 1842 г., находилась на ул. Медовой, 3. Из хасидских храмов чудом уцелела синагога новаторов «Яков Глянцер Шул», построенная в 1842-1844 гг. на углу пл. св. Теодора и ул. Угольной, 3. После войны, в 1945-1962 гг., это была единственная действующая львовская синагога. С 1991 г. здесь разместился Еврейский культурный центр.

Самым большим еврейским храмом Краковского предместья был «Темпль» — синагога прогрессистов на площади Старый Рынок, сооруженная по образцу венской синагоги реформаторов в форме громадной ротонды в 1843-1846 гг. (архитектор Левицкий). Из старых общественных еврейских зданий этого района сохранился Дом общественной помощи и приют для бедных, построенный в стиле функционализма на ул. Старотандетной (теперь Мулярская), 2-а в 1932 г. (архитектор Марк Вейтц). С 1946 г. здесь находится Библиотека иностранной литературы.

В ХVIII-ХIХ веках компактный район проживания евреев Краковского предместья расширился на левый берег Полтвы по направлению к Старому еврейскому кладбищу, охватывая площадь Зерновую (теперь часть проспекта Черновола), улицы Солнечную, Джерельную,  Шпитальную,  Раппапорта и другие.

Улица Шпитальная (Госпитальная) была названа так потому, что с XVIII в. вела к еврейскому госпиталю. Ее застройка относится к XIX — началу XX в., причем украшением улицы в ее начале является универмаг «Магнус», построенный в1913 г. по заказу С. Френкеля и других еврейских коммерсантов с использованием новаторских конструкций (архитектор Р. Фелинский). На углу Шпитальной и Котлярской, и на стене дома видим современную художественно-мемориальную доску, посвященную еврейскому писателю Шолом-Алейхему (1859-1916), который жил здесь в 1906 г. (скульптор Петр Флит). На ул. Базарной (старое название ул. Филиппа Шлейхера), служащей продолжением Шпитальной,   расположен Центральный («Краковский») рынок. Он возник после 2-й мировой войны на территории разрушенного Старого еврейского кладбища.

Вдоль рынка поднимается вверх ул. Якова Раппапорта (названная в 1871 г. в честь врача и филантропа 1-й пол. XIX в.). На ней доминирует дом № 8 — бывший Еврейский госпиталь, ныне здание 3-й городской клинической больницы.

Строительство этой до 1939 г. лучшей в городе больницы финансировал промышленник Мауриций Лазарус. Архитектор К. Мокловский в своей декоративно напряженной и итерпретаци и «мавританского стиля» создал в 1898-1901 гг. эффектное, ориентально-экзотическое здание, с ризалитами, выложенными горизонтальными полосами желто-красного кирпича, и большим луковичным куполом, покрытым трехцветной черепицей. После постройки нового госпиталя старые больничные корпуса (№№ 2-6) использовались как приют для престарелых.

Улица Раппапорта выводит нас на ул. Клепаровскую. Здесь под № 11-а видим здание Кооперативного техникума, сооруженное в стиле функционализма в 1938 г. для еврейской купеческой гимназии (арх. Юзеф Торн).

Вернувшись к началу ул. Шпитальной, можем свернуть на ул. П. Кулиша (старое название — Солнечная). Проложенная в середине XIX в.. она имеет довольно однородную застройку из 3-этажных жилых домов конца XIX – начала XX в., в т. ч. в стиле модерн.  Курдонер, созданный зданиями №№ 23-25-а (т. н. Пассаж Германов) замыкался раньше сецессионной постройкой еврейского театра «Колизей». Сооруженный в 1898-1900 гг. архитекторами М. Фехтером и А. Шлейеном для братьев Германов, театр после 1945 г. был перестроен в заводское помещение.

Улицы Кулиша и Джерельную («Родниковую») соединяет ул. Майера Балабана, названная так в честь известного историка еврейского наследия Львова. С нее мы можем пройти на ул. Шпитальную улицами С. Ляйнберга, Таманской (до 1946 г. ул. Алембеков) и Котлярской. На перекрестке этих улиц стоит здание в неоренессансном стиле, с лепными гербами Львова на фасадах (до войны — городская школа им. Т. Чацкого и еврейская промышленная школа, архитектор Альфред Каменобродский, 1891 г.). Ныне здесь размещается Учебно-технологический центр. На ул. Алембеков (Таманской) в собственном доме под № 10 жил и умер известный еврейский политический деятель, юрист и публицист Гершон Циппер (1868-1920). На этой же улице в доме № 14 создавал свои импрессионистические картины еврейский живописец Эрно Эрб (1878-1942).

Улицами Шпитальной или Данилишина (до 1946 г. ул. Эмиля Быка) можем выйти на ул. Городоцкую. Ее начальный отрезок (до церкви св. Анны) до 1939 г. назывался ул. Казимировской, носил преимущественно торговый характер и был пассии евреями. Прилегающие к Городоцкой переулки также были когда-то местами концентрации еврейской общественной жизни.

Пройдем улицей Наливайко. Она возникла около 1840 г. под названием Резницкая. На протяжении столетия, до 2-й мировой войны, улица была одним из главных очагов еврейской жизни — здесь находились гостиницы, ритуальная бойня («резня») и баня (дом №5), главная канцелярия раввината (дом № 11). Евреям принадлежали интересные дома в стиле модерн №№ 9-11 смайоликовым фризом (архитектор Тадеуш Обминский, 1907 г.) и № 6 (гостиница «Splendid»‘, после 1945 г. «Прикарпатская», арх. Юзеф Авин, 1912 г.). На соседней небольшой улице И. Тиктора (до 1945 г. ул. св. Станислава) видим общежитие для педагогов -дом №5 с орнаментальной кованой решеткой входа. До 1940 г. здесь находились Еврейский педагогический институт, средняя школа им. А. Кона и ценная библиотека еврейской общины. С ул. Наливайко выходим на ул. Гнатюка. Во дворе дома №11 в конструктивистском здании (архитектор Даниэль Кальмус, 1939 г.) с 1944 г. работает Украинский театр для детей и юношества, а до 1941 г. здесь был Новый еврейский театр. В главном здании № 11 в начале XX в. жил известный еврейский общественный деятель Эммануил (Эмиль) Бык (умер в 1906 г.), а также провел детские и юношеские годы крупный польскоязычный поэт еврейского происхождения, певец Львова Марьян Хемар (Ян Марьян Хешелес, 1901-1972). Дальше по ул. Гнатюка видим большой дом №20/22 в стиле позднего модерна с порталом, фланкированным стилизованно-египетскими статуями (архитектор Фердинанд Касслер, скульптор Зигмунт Курчинский, 1911 г.). Им владела прежде семья Грюнер. Здесь до войны жили известный правовед Мауриций Аллерханд (1868-1942) и полнивший европейскую славу пианист Стефан Ашкенази (1896-1985).

Семье Грюнер принадлежал также дом на площади Григоренко № 5 (до 1944 г. пл. Смольки), построенный в 1912 г. в духе модернизированного барокко по проекту Юзефа Пионтковского (бывший Пассаж Грюнеров). Одним из допоенных жильцов этого дома был крупный политический деятель, депутат Сейма Эмиль Зоммерштейн. Длинная галерея вестибюля, украшенная металлической решеткой с оригинальным рисунком, ведет к театру «Воскресение» (находится в зале бывшего кинотеатра, открытого в 1912 г.). Пассаж Грюнеров через двор с аркадой соединялся прежде с домом № 8 по ул. Менцинского (в 1885-1950 ул. Коллонтая), сооруженным также Ю. Пионтковским в 1912-1914 гг. (фасад имеет стилизованный ампирный декор). С 1914 до 1940 г. здесь находилась Еврейская купеческая гимназия, ныне — Экономический бнзнес-колледж. Дома №№ 5-7-9 на противоположной стороне улицы Менцинского, построенные в 1892 г., имели когда-то общий большой внутренний двор (прозванный «львовский Бердичев») с многочисленными еврейскими магазинами. В доме № 5 размещалась бурса «Айшель Тора» для учащихся еврейских религиозных школ, а под № 3 в 1930-х гг. жил известный художник Отто Аксер (1906-1983).’ Аптека на углу ул. Менцинского, 12 и  Городоцкой когда-то принадлежала Шимону Хаю и называлась «Под золотым львом».

Пройдя далее ул. Городоцкой, под № 33 видим здание с лепниной в стиле «Арт деко» (архитектор Т. Врубель, 1923), в котором в 1930-х гг. работала редакция газеты на идиш «Новое утро».  За тюрьмой «Бригидки» по правую сторону ул. Городоцкой ответвляется ул. Шолом-Алейхема (до 1945 г. ул. Марка Бернштейна), являвшаяся до 1911 г. одним из средоточий еврейской общественной жизни. Под № 11 в доме постройки 1898 г. с театрально-концертным залом (архитектор Мауриций Зильберштейн) до 1939 г. находилось общество еврейских ремесленников «Яд Харузим». Дом № 12 с необарочной орнаментикой фасада и главного зала (архитектор А.Р. Флейшль, 1899 г.) был собственностью Правления еврейской вероисповедальной общины Львова; в 1934-1940 гг. здесь можно было посетить также Еврейский музей. Теперь здесь действует Международный центр «Холокост» им. доктора Александра Шварца, а также общество «Бней Брит».

При ул. Городоцкой, 45/47 видим большое здание в стиле модерн (арх. И. Винярж, 1907 г.). До 1940 г. Им владел промышленник Иона Шпрехер, который основал здесь синагогу. Другое еврейское здание — гимназия Хелены Карпухс — находилось до 2-й мировой войны рядом, на ул. Огиенко, 18/18-а (до 1945 г. ул. Красицких). Это неоготический дом, сооруженный в 1911 г. по проекту 3. Кедзерского (ныне здесь — областной Научно-методический институт образования). В построенном в 1876 г. доме со старой аптекой на углу ул. Огиенко, 20 и Городоцкой, 19 жил и умер врач и писатель Мауриций Раппапорт (1808-1880).

К улице Городоцкой слева примыкает ул. Гоголя (в 1871-1944 гг. ул. Зигмунтовская). Здесь под № 17 в здании конца XIX в. до 1939 г. находилась Еврейская гимназия (теперь — средняя школа № 52). В верхней части ул. Городоцкой возле церкви св. Елизаветы советуем свернуть на ул. Братьев Михновских (до 1946 г. ул. Короля Лещинского). В ее начале под № 4 находится единственная ныне действующая во Львове синагога — одна из немногих, переживших Холокост. Построенная в 1924 г. для общества «Цори  Гилод» («Исцеляющий Бальзам») в традициях львовских ренессансных синагог XVII в. (архитектор Аба Корнблют), она выделяется интересными стенными росписями 1930-х годов (автор Максимилиан Кугель). [Использованные материалы]

 


EL-101- Синагога “Золота Роза” (нині не існує).jpg1234086_620512051327201_1222398997_n.jpg525384_554237311288009_1554587280_n.jpgEL-102- Золотая Роза.jpgEL-103- Iнтер'єр синагоги 'Золота роза' (1582 р.  зруйнована у в 41р.)  Рис.Р.Бернта, 1890 р..jpgEL-104.jpgEL-105- This archive photo of the interior of the 'Golden Rose' was taken in 1941.jpgEL-110-Остатки Золотой Розы.jpgEL-111- Староеврейская 39.jpgEL-112.jpgEL-113.jpgEL-114 - Староеврейская 52-54.jpgEL-120-Староеврейская 52.jpgEL-121-Староеврейская Будинок № 12. Фото поч. ХХ ст..jpg1044279_587378017973938_1834749223_n.jpgEL-122-Boimow 36.jpgEL-125-112 - Староеврейская 37.jpgEL-126- Староеврейская 48.jpgEL-127- Староеврейская 34 фасад.jpgEL-128-Староеврейская 34.jpgEL-129-S1051773.jpgEL-130-S1050806.jpgEL-132-Угол Староеврейской и пл. Колиивщины.jpgEL-135-И.Федорова 27 (1).jpgEL-136-И.Федорова 27 (2).jpgEL-138-И.Федорова 29.jpgEL-140.jpgEL-141.jpg529721_525519467493127_878007189_n.jpgEL-142.JPGEL-145-Пл.Зернова А.jpgEL-146-Пл.Зернова А (новая).JPGEL-147-Пл.Зернова Б.jpg558091_554712574573816_175952216_n.jpgEL-148-Пл.Зернова Б (новая).JPGEL-149-Пл.Зернова В.jpg562972_599955250049548_378781757_n.jpgEL-150-Пл.Зернова В (новая).JPGEL-151-Пл.Зернова Г.jpg1380520_632690423442697_1101048660_n.jpgEL-152-Пл.Зернова Г (новая).JPGEL-155.jpgEL-156-Пл. Теодора А.JPGEL-158- Мулярская Яков Глянцер Шул.JPGEL-159- Овочевая А.jpgEL-160- Овочевая Б.JPGEL-161- Овочевая Д.JPGEL-162- На этом месте аходилась Большая синагога предместя.JPGEL-163- Интерьер синагоги Бет Гамидраш LNF_0218.jpgEL-164- Сянская 5 (Бет Гамидраш Предместья).JPGEL-165- Сянская 5 (Бет Гамидраш Предместья) табличка.JPGLwow,ul.Łazienna,synagoga_Chasidim_Schul.jpgEL-167.JPGЭто дом хасидов. Примерно где улица Сянская за рынком Добробут..jpgEL-168.jpgLwów,ul.Łazienna,synagoga_Chasidim_Schul.jpgEL-168 - Сянская 4 (Хасидим Шул).JPGEL-169-Сянская 5 (Бет Гамидраш Предместья) А.JPGEL-170-Сянская 1.JPGEL-172.jpgEL-173.JPGEL-174.JPGEL-175.jpgEL-176-Кулиша 23-25.JPGEL-177.JPGEL-178.jpgEL-179.jpg604117_554237964621277_1962814512_n.jpg541527_554237561287984_1044957854_n.jpgEL-180.jpgEL-181.JPGEL-182.JPGEL-183- (старое еврейское кладбище)-01.jpgEL-184-(старое еврейское кладбище)-03.jpgEL-185-Рапопорта (на месте кладбища).JPGEL-186-(старое еврейское кладбище)-02.jpgEL-187-(старое еврейское кладбище)-04.jpgEL-200-Кушовича.jpgEL-201- Кушовича А.JPGEL-202.JPGEL-205-Лемкивська 10.jpgEL-206-Лемкивська 10 А.JPGEL-207-Лемкивська 6.jpgEL-208-Лемкивська 6 А.JPGEL-209.JPG1069892_594128457298894_1942400537_n.jpgEL-220-Тиктора 3.JPGEL-221-Тиктора 5 фасад.JPG237 - Шалом-Алейхема 12.JPGEL-250-Бр. Михновских 4.JPG1233408_622913117753761_2008251837_n.jpgEL-251-Бр. Михновских 4 (вид сзади).JPGEL-290.jpgEL-291.jpg

 

3 Комментарии

  1. cBeauty:

    Занятно пишете, жизненно. Все-таки, для того, чтобы делать по-настоящему интересный блог, нужно не только сообщать о чем-то, но и делать это в интересной форме:)

  2. Алиса:

    На фасаде дома на площади Кропивницкого есть медальон с представителем еврейского меценатства австрийского Львова. Подскажите кто там изображен?

  3. Владимир Ходеев:

    где можно найти план участков еврейской части яновского кладбищаи, если это реально с перечислением фамилий захороненных. уехал давно из львова и могилы родных остались ( Мотылева С.Е и Ходеев И.Г. — захоронены рядом, фактически это одна могила. Львовские друзья хотят подремонтировать памятнтки, а участок я не помню. ПОМОГИТЕ, пожалуйста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *