В старом еврейском Львове
15.02.2012
Площадь Рынок. Ратуша и история площади
15.02.2012

Площадь Рынок. Дома

Львовская площадь РынокДома на Площади Рынок. Дом № 2. На этом месте до 1589 года стоял другой дом, называемый «Мордохаевским». Нынешний поставлен в начале XVII столетия аптекарем Ярошем Ведельским. Чуть позже он перешел в собственность итальянца Роберто Бандинелли. До 1871 года во Львове не было обычной для нас системы нумерации домов. Они назывались по фамилии владельца или имели номер земельного участка.

 

Г. Бандинелли в 1629 года усовершенствовал львовскую почту, организованную в свое время другим итальянцем — Монтелуппи, в доме находилась почтовая контора. Отсюда специальные курьеры везли письма в Варшаву, Краков, Люблин, Гданск. В 1737—1739 годах дом перестроили, о чем свидетельствует надпись на боковом фасаде. Главный вход был перенесен на современную улицу Ставропигийскую. В середине XIX столетия здесь находился известный книжный магазин Карла Вильда, который был не только торговцем, но и издателем. В то же время в доме жил выдающийся польский поэт К. Уейский.

Дом № 3. В современном виде построен в 1772 году по проекту П. Полейовского. Статуи рыцарей на фасаде, скульптурные группы «Слава» на аттике и «Гении» на балконе — работы скульптора Ф. Олендзкого. Художественное оформление дома полностью завершено в 1775 году. В оформлении интерьера принимали участие величайшие львовские художники того времени, в том числе и С. Строинский. Решетку балкона сделали львовские мастера П. Сенковацкий и Я. Зайка. Долгое время история дома оставалась в тени. И только в последние годы, благодаря кропотливой работе известного львовского исследователя В. Вуйцика, она стала известна широким массам.

Дом № 4. Уникальный памятник архитектуры XVI столетия — «Черная каменица». Датой ее построения считают 1558 год. Вопрос об авторстве проекта окончательно еще не исследован, его приписывают П. Красовскому, Павлу Римлянину, Петру из Барбоны. Дом имеет четыре этажа, причем последний сделан из чердака в 1884 году. Четко прослеживается характерное для архитектуры XVI столетия неравномерное деление по продольной оси. Каменица, как и большинство домов Рынка, построено в три окна — его владельцы не принадлежали к шляхетскому роду. Весь фасад покрыт так называемым «бриллиантовой рустовкой» (руст — накладные блоки на фасад — имеют форму брильянта, одного из вариантов огранки алмаза). Дом строился для поляка итальянским архитектором, в оформлении фасада применен сугубо украинский растительный орнамент, резной в камне. Что интересно, рустовка, как и весь фасад, когда-то была белой, но с течением времени под действием атмосферы почернела. Ведь на протяжении столетий дома отапливали углем и дровами. Мягкий камень внешнего обрамления поглощал сажу и с течением времени почернел. Отсюда и название дома, появившееся в середине XIX столетия.

Дом довольно часто менял хозяев и каждый что-то прибавлял к его оформлению. Окончательно оно было завершено в 1677 годах архитектором М. Градовским. Тогда дом принадлежал врачу М. Анчевскому. По его заказу, фасад украсили скульптурные изображения святых — личных и профессиональных покровителей врача. Над дверью появился гмерк — личный знак М. Анчевського: лев с мечом на крепостной стене. В интерьере сохранились стелы с поперечными деревянными балками. Между окнами второго этажа стоят мощные колоны, сплошь покрытые резным в камне растительным орнаментом. Один из подоконников — каменный, широкий — служил, в сущности, лавкой, сидя на которой можно было наблюдать за жизнью Рынка. В глубине дома сохранилось алебастровое обрамление входа в молельню, перенесенную в свое время из помещения, находившегося в дворе.

Еще одна интересная деталь: возле входа, на внешней стене — каменный выступ, это лавочка для сторожа. Сидеть на ней удобно, а вот заснуть невозможно. Таким образом, видим, что практические требования к рабочему месту были и в те далекие времена… На протяжении столетий дом служил для жилья, а нижний этаж использовали под магазин. Один из первых собственников, Ян Лоренцович, держал здесь аптеку.

В 1926 году дом купил город, и через три года здесь был открыт музей истории Львова. Как и соседний музей имени Яна III, он имел яркое идеологическое направление — напоминать о вечной принадлежности галицких земель Польши.

С 1940 года —база исторического музея.

Дворец Бандинелли (Музей Почты)


Дворец Бандинелли расположен на угловой восточной стороне площади Рынок во Львове. Это здание, построенное еще в XVI веке – яркий образец ренессансной архитектуры.

Из исторических записей и хроник известно, что итальянский купец Роберто Бандинелли, после покупки дома, окончательно поселился во Львове и открыл в этой каменнице первое почтовое отделение по европейскому образцу. Впоследствии, польским королем Сигизмундом III Бандинелли были предоставлены привилегии на содержание королевской почты. В то время сам Роберто Бандинелли получил титул королевского постмагистра. Так, у жителей Львова появилась возможность отправки и получения писем со всей Европы. И хотя это дело потерпело банкротство, поскольку услуги итальянского купца были чрезвычайно дорогими, дворец Бандинелли во Львове считается первой почтой в Восточной Европе и занимает видное место в развитии почтового дела на галицких землях.
Впоследствии, в 1737-1739-х годах здание двора Бандинелли капитально перестроили, а также возвели укрепляющие контрфорсы. Следующая перестройка дворца датируется 1750-м годом и связана с именем известного архитектора Мартына Урбаника. С тех пор сохранилась уникальная белокаменная резьба на окнах дворца, а также деревянные перекрытия и готические своды внутри здания. Большую ценность составляют фигурки дельфинов на фасаде дворца, которые считаются символом удачных дел в торговле. Однако уже в XIX веке в здании дворца Бандинелли разместился книжный магазин Карла Вильда.

Так, в советский период непрофессиональные попытки реставрации нанесли зданию двоца Бандинелли непоправимый вред. Последняя двадцатишестилетняя реставрация дворца Бандинелли была завершена в 2005 году, а через три года, в декабре 2008 года, в его помещениях торжественно открыли экспозицию музея почты. В ее состав входит около сотни предметов, которые освещают историю галицкого почтового дела с XVI до XIX века. Экспозиция музея почты занимает три зала, и состоит из многих действительно редких предметов, в частности, дорожные сундуки, одежда, оружие, почтовые сумки и первые открытки.  [Использованные материалы]

Черная каменица


«Черная каменица» — такое символическое название имеет дом № 4 на восточной стороне площади Рынок во Львове, в помещении которого размещена экспозиция Львовского исторического музея. Этот непревзойденный шедевр ренессансной архитектуры построен в течение 1588-1589 годов, вероятно, известными архитекторами Петром Барбоном и Павлом Римлянином на заказ итальянца Томмазо ди Альберти. Первоначально здание было двухэтажным. В 1596 году Черная каменица переходит в собственность купца и аптекаря Яна Лоренцовича. К слову, последний открыл в помещении Черной каменице одну из первых аптек во Львове. Интересен тот факт, что тогда Черная каменица вовсе не была черного цвета и носила название «каменица Лоренцовича».

В XVII веке внучка Яна Лоренцовича обручилась с врачом Мартином Анчевским — с тех пор каменное здание стали называть «каменица Докторовская». Именно по заказу врача Анчевского в Черной каменице был достроен третий этаж, который возводили под руководством известного львовского архитектора Петра Красовского. Впоследствии Черную каменицу украсили статуями Святого Мартина, который отрезает и дает бедняку часть своего плаща; этот святой считался патроном врача Мартина Анчевского. Другие статуи изображают Святого Яна из Дукли и Станислава Костку — защитника города Львова от пожаров. Также над входом в каменицу содержится семейный мещанский знак Мартина Анчевского в виде льва, который поднимает в лапе меч. Скульптурное убранство Черной каменицы выполнял известный во Львове мастер Мартин Градовский (Годный), о чем свидетельствует дата с подписью на обратной стороне аттика — «1677, сделал Градовский».

Интересно, что название «Черная каменица» употребляется применительно этого памятника архитектуры, начиная с XIX века. Существует много версий, почему фасад здания приобрел черный цвет. По самой распространенной из них, тесаный камень светлого песчаника, из которого был выложен фасад, с годами потемнел от сажи и пыли. По другой версии, черный цвет каменица получила через свинцовые белила, которые под действием солнечных лучей окислились. Однако наименее вероятная теория черного цвета фасада каменицы- это втирание в него сока от шкурок зеленых грецких орехов.  [Использованные материалы]

Дворец Корнякта (Королевская Каменица)


Знаменитый дворец Корнякта — это жемчужина львовского архитектурного ренессанса, которая расположена во Львове на восточной стороне площади Рынок под номером 6. Это пышное здание возводилось в 1580 году для богатого львовского мецената и купца греческого происхождения Константина Корнякта. Над строительством дворца трудились известные архитекторы того времени — Петр Барбон и Павел Римлянин. К слову, Константин Корнякт, который занимал должность личного секретаря короля Сигизмунда II Августа и получил от его преемника — Стефана Батория — привилегий, который позволял возводить здание на шесть окон, а не на три, как это было строго регламентировано в городе с Магдебургским правом.

Однако очень быстро потомки Константина Корнякта обанкротились, а каменица в 1623 году перешла в собственность монахов кармелитов. Впоследствии, в 1642 году дворец Корнякта приобрел Якуб Собеский — известный польский магнат, сын которого — Ян — вскоре стал королем Польши. С тех пор получило распространение другое название каменицы Корнякта, которую стали называть «Королевской». Именно тогда провели масштабную реставрацию здания, украсив фасад фигурами короля и шести рыцарей; также был достроен белокаменный портал каменицы.

С 1723 года Королевская каменица переходит в собственность семьи Жевуских, которые, проводя очередную реставрацию здания, возвели лестничную клетку в стиле ампир и пристроили на фасаде балкон. В XIX веке дворец Корнякта уже принадлежит роду князей Понинских, которые во время реставрации приказали украсить королевские залы второго этажа замечательной лепниной. Планировка помещений тоже претерпела существенные изменения: тронный зал, который первоначально имел круглую форму, был перестроен на прямоугольный.

В 1908 году в помещении дворца Корнякта был открыт музей, который носил название «Национальный музей имени Яна III» и экспонировал художественные произведения и коллекции оружия и нумизматики. Однако уже в 1940 году и до настоящего времени в Королевской каменице разместился Львовский исторический музей. Одна из самых ярких экспозиций музея — «Исторические драгоценности», которая в знаменитых королевских палатах представляет картины, ордена, часы, музыкальные инструменты и мебель периода XVII — XIX веков.

Захватывает своей оригинальностью «итальянский («венецианский») двор», который расположен во внутреннем дворике дворца Корнякта. В итальянском дворике часто проходят интересные мероприятия — театральные постановки и концерты классической и джазовой музыки. Также в теплое время года в итальянском дворике для посетителей открывает двери тематическое кафе.  [Использованные материалы]

Львовский исторический музей (Итальянский дворик)


Итальянский дворик находится в доме № 6 на площади Рынок во Львове. В этом здании размещены многочисленные экспозиции Львовского исторического музея. Каменницу № 6, в которой расположен итальянский дворик, часто называют дворцом Корнякта , ведь возводили это здание на заказ этого великого мецената. Православный грек Константин Корнякт для строительства этого дома-дворца в ренессансном стиле пригласил итальянских архитекторов — Петра Барбона и Павла Римлянина.

Во внутреннем дворе дворца Корнякта гармонично разместился итальянский дворик. Само название «итальянский дворик» роднит этот живописный уголок с типичными двориками итальянских городов, а именно Венеции и Рима. Само оформление итальянского дворика поражает невероятной красотой — на стенах можно увидеть большое количество прекрасных картин, а вид с балкона дома Корнякта позволяет увидеть почти всю панораму этого внутреннего двора. Невероятно приятную атмосферу создает архитектура вокруг итальянского дворика, которая в сочетании с антикварной мебелью, позволяет вернуться на несколько веков в прошлое.

В настоящее время в итальянском дворике находится ресторан, в котором посетители могут приятно провести время под открытым небом. Также стоит отметить, что прекрасной характеристикой итальянского дворика есть полная звукоизоляция от шума города. Здесь часто проходят различные концерты и фестивали, на которые могут попасть все желающие. А музыка в стиле джаз превращает пребывание в итальянском дворике на божественную сказку. [Использованные материалы]

Львовский исторический музей (Королевская Каменица)


Львовский исторический музей — один из старейших музеев всей Украины, ведь его основания датируется 1893 годом. Многочисленные экспозиции Львовского исторического музея размещены в домах на площади Рынок под номерами 2,4,6 и 24 и демонстрируют историю города Львова и Галичины от древнейших времен до современности. Многочисленными являются фонды Львовского исторического музея, которые насчитывают более 330 тысяч экспонатов. Основным сооружением Львовского исторического музея считается дом № 6 (дворец Корнякта) на площади Рынок — это яркая жемчужина львовского архитектурного ренессанса. В XVII веке в этой каменнице разместилась королевская резиденция Яна III Собеского, а с 1908 года в ней основали музей, названный именем этого польского короля. И только в 1939 году Национальный музей имени Яна III Собеского переименовали в Львовский исторический музей. Второй этаж дома № 6 на площади Рынок занимают так называемые королевские палаты, которые охватывают четыре зала этого здания. Так, сразу при входе в королевские залы видны прекрасно оформлении интерьеры помещений. Оформление в основном выполнено в стиле позднего классицизма. Пол в комнатах состоит из 14 пород деревьев, что делает внешний вид комнат насыщенным в сочетании с цветами стен и потолка. В королевских залах, которые просто восхищают своей красотой, находится экспозиция отдела «Исторические ценности». Это чрезвычайно ценные памятники XVII – XVIII векав — экземпляры живописи, различные скульптуры, часы, музыкальные инструменты, ордена и награды разных стран Европы. Также в королевских палатах собрана большая коллекция мебели эпохи Средневековья и эпохи Ренессанса. Кроме того, в королевских палатах находится большая коллекция серебряных изделий, выполнена в изящном художественном оформлении.  [Использованные материалы]

Дворец латинских архиепископов


Архитектурной достопримечательностью во Львове является дворец латинских архиепископов, что находится на площади Рынок под номером 9. Существуют исторические сведения, что первые здания, построенные на этом месте, достигают XIV века. Современное же здание построили в 1634 году под эгидой известного архитектора Яна Покоровича. Эта изысканная трехэтажная каменица до 1844 года была резиденцией римско-католических архиепископов, следовательно, ее еще часто называют «архиепископским дворцом». Особенностью тогдашнего дворца было наличие 68-ми комнат, из которых необычайной пышностью отмечались архиепископская спальня и Фарфоровая (Золотая) зала, что была нарядно украшена золотистыми изразцами, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Однако со времени XVII века до нас дошли изысканные настенные росписи в элементах интерьера дворца.

В 1845 году дворец латинских архиепископов потерпел существенную реставрацию, ведь фасад каменицы был оформлен в стиле популярного тогда венского классицизма. Также в это время произошла достройка четвертого этажа дома. В архитектурном плане фасада привлекают внимание шесть окон с обрамлением, а также портал с двумя декоративными колоннами коринфского ордера, которые сохранились с XVII века. В свое время над этими колоннами была памятная таблица (в советский период ее было уничтожено) с надписью, который удостоверял смерть в этом доме короля М. Корибут-Вишневецкого в 1673 году, ведь на протяжении многих веков дворец латинских архиепископов одновременно служил жилищем для польских королей.

Следует отметить, что с 1957 года во дворце латинских архиепископов размещено фонды Львовской областной государственной библиотеки для юношества. В настоящее время, кроме жилых помещений, в каменице находится Управление образования и Централизованная бухгалтерия. [Использованные материалы]

Дворец Любомирских


Дворец Любомирских — так называется каменица под номером 10, которая находится на углу восточной стороны площади Рынок во Львове. Это яркий архитектурный образец магнатского барочного дворца, который гармонично соединен с застройками площади Рынок.
Стоит отметить, что дворец Любомирских был построен в XVIII веке путем объединения пяти камениц, которые располагались на этом месте еще со времен готики. Так, Станислав Любомирский в 1760 году для сооружения дворца пригласил плеяду известных и талантливых архитекторов того времени — Яна де Витте, который предложил проект здания, а также Бернарда Меретина и Мартина Урбаника, которые осуществляли руководство строительными работами.

Совершенным шедевром является скульптурное оформление дворца, над которым работали талантливые мастера — Себастьян Фесингер, Стефан Кодецкий, Иван Оброцкий и др. В частности, художественным мастерством и совершенством поражают скульптуры аттика с военной атрибутикой, которая символически указывает на боевую славу рода Любомирских. Большой ценностью дворца Любомирских считаются спроектированы Себастьяном Фесингером стюковые камины, искусно выполнены из высшего сорта штукатурки. Также известно, что внутреннее декорирование помещений дворца Любомирских, которое, к сожалению, не сохранилось, осуществлял Станислав Строинский.

На протяжении 1772-1821 годов в дворце Любомирских находилась резиденция австрийских губернаторов Галичины, а с 1895 года помещения здания принадлежало обществу «Просвита», которое осуществило большой вклад в развитие украинской культуры. С 1975 года и до наших дней в помещении дворца Любомирских находится открытая экспозиция Музея этнографии и художественного промысла НАН Украины. В свою очередь, первый этаж здания занимает тематическая кофейня.  [Использованные материалы]

Музей-аптека «Под черным орлом»


Аптека-музей «Под черным орлом» — это старейшая львовская аптека, расположенная в центре Львова — на углу площади Рынок. Музей-аптека «Под черным орлом» основана в 1774 году. Стоит отметить, что это яркий образец взаимодействия музея и действующей аптеки.
Отметим, что автором проекта аптечного здания является известный архитектор Петр Полейовский. Свое название аптека получила через символ, который вывешивали перед ее входом — это была довольно распространенная практика тех времен. Так, с самого момента ее основания аптека «Под черным орлом» считалась военной, ведь изначально ее владельцем был военный фармацевт Ф. В. Наторп. Тогдашняя аптека занималась изготовлением и отпуском лекарств — различных настоек, экстрактов, эликсиров, косметических средств и знаменитого «Железного вина».

Сама идея создания музея истории фармации была реализована в 1966 году. А капитальная реставрация здания музея-аптеки состоялась в 1985 году (по проекту А. и Г. Новакивских и Л.Лищинского). Реставрация позволила значительно расширить здание, и оформить в нем 16 залов, в которых размещаются экспозиции музея-аптеки. Так, на сегодняшний день среди экспонатов аптеки-музея «Под черным орлом» встречаются около 3000 редких экспонатов различных лекарств.

Осмотр музея начинается, как правило, из торгового зала, интересным экспонатом которого являются старинные фармацевтические весы. Именно в торговом зале посетители могут купить лекарства и знаменитое «Железное вино». В материальной комнате хранится коллекция посуды для медикаментов. Интерьер древней лаборатории демонстрирует этапы изготовления лекарств. Комната истории фармации показывает развитие этой отрасли медицины от древнейших времен до современности. Во флигеле музея-аптеки воссоздали старинную алхимическую лабораторию по изображениям с давних гравюр. Завершается экскурсия во внутреннем дворике аптеки-музея, в котором воссоздали типичный жилой интерьер мещанина XVI — XVII веков. Аптека-музей «Под черным орлом» приглашает всех желающих прикоснуться к интересной страницы истории и современности фармации.  [Использованные материалы]

 

Дом № 5 возведен в 1571—1577 годах по проекту П. Красовского для богатой мещанской семьи Ганлов. По мнению некоторых исследователей, это был первый трехэтажный дом на Рынке, очень красивый, с внутренней верандой. Но многочисленные перестройки, не оставили ничего ни от фасада ни от интерьера.

В конце XVI столетия владелицей дома была С. Ганль. Овдовев в сравнительно молодом возрасте, она стала религиозной фанатичкой. Все свои материальные средства, а они были немалыми, С. Ганль использовала на религиозные дела. Она финансировала строительство костела на современной улице Ивана Франко. Именно у нее, в доме № 5, остановились первые в Львове иезуиты. Отсюда началось то, что современники назвали «иезуитской неволей». Когда иезуиты появились во Львов, они не имели ничего, кроме одежды, что была на них. Но уже через двадцать лет приступили к строительству своего огромного костела. Еще через несколько лет город Львов задолжал им 14 тысяч червонцев. А когда в 1773 году орден был распущен, то имущество иезуитов оценивалось более чем в миллион злотых.

Дом № 6 — один из немногих в нашей стране образцов архитектуры Возрождения.

В 1569 году во Львове появился Константин Корнякт, по происхождению — грек с Крита. Приехал он из Молдавии, где был боярином и руководителем таможенной службы. Про причины его переезда во Львов судить тяжело, возможно, они кроются в политическом климате тогдашней Молдавии, но желанного покоя Корнякт не нашел и в нашем городе. Знание восточных языков, политическое и экономическое чутье, связи и знакомства на Востоке — все это привело к тому, что он стал личным секретарем короля Сигизмунда II Августа. Не следует забывать, что в те времена отношения с Турцией и Крымом были для Польши вопросом жизни и смерти. Наверно, Корнякт настолько прислужился, что в 1571 году король даровал ему дворянство. Через пять лет другой король, С. Баторий, это дворянство подтвердил и разрешил Корнякту выстроить на Рынке дом на шесть окон.

Корнякт купил два дома и заказал архитектору Петру с Барбоны новый дом. А в те времена, в отличие от современных, архитектор был одновременно и зодчим, то есть, не только создавал проект, а и руководил строительством. Возможно, это одна из причин того, что эти дома стоят и до сих пор.

Корняктовский дом вышел очень красивый, но, к сожалению, до нашего времени он не дошел таким, каким был в 1580 году. Тогда он имел красивый многоколонный портал, доходивший до середины нынешнего тротуара (снесен в 1806 году). На первом этаже сохранился так называемый „готический зал” — единственный памятник светской готики в Львове. На верхних этажах, сохранились стелы XVI столетия. Дом не имеет пышного обрамления фасада, за исключением фигур короля и рыцарей на аттике, добавленных в 1678 году. И все же он властно притягивает зрение. Чем? Трудно сказать. Возможно, строгой пропорциональностью всех деталей, их четкой соразмерностью.

Украшением дома является его двор, так называемый венецианский, или итальянский. Он — единственный в Украине. Только в Ливадии, в бывшем царском дворце, есть нечто подобное. но между ними разница в триста лет. И во дворе, как и на фасаде, поражает соразмерность всех деталей. Он закрыт по периметру тремя рядами галерей. Колонны нижнего ряда — несущие, поэтому они тяжелые и крепкие. Колонны второго этажа — тоньше и более легкие, а третьего — еще тоньше. Поэтому создается впечатление чрезвычайной легкости, почти невесомости конструкции. Если рассматривать двор во второй половине солнечного дня, то кажется, что колоны просто виснут в воздухе. Корнякт вопреки тому, что стал шляхтичем и вступил в брак с шляхтянкой Дзедушинской, коммерческой деятельности не покинул. Он арендовал королевские таможенные пошлины и торговал вином. Над входной дверью висела ветвь ели, показывающая, что в этом доме — винная. Она размещалась в двух залах первого этажа, на забитых в потолок кольцах висели масляные светильники. В винную впускали только людей с тугими кошельками. И приятно, наверное, было в морозный зимний вечер посидеть возле костра с кружкой горячего вина с сахаром и пряностями. Вино хранилось в просторных подвалах, наверх его подавали лифтом. Корнякт был очень богатым человеком. Он финансировал строительство часовни Трех святителей в дворе Успенской церкви. Для самой церкви он купил колокол «Кирилл», который имел два метра в диаметре, весил около четырех тонн и считался главнейшим в всей Галиции (к большому недовольству католического духовенства). Корнякт — один из основателей Ставропигийского братства. Но вместе с тем он давал деньги на строительство иезуитского костела.

Умер Корнякт в 1603 году. Его богатое наследство потомки довольно быстро пустили по ветру, уже в 1623 году дом был продан монахам-кармелитам. Через 19 лет он перешел в собственность магната Якуба Собеского, отца будущего короля Польши Яна III. Вот почему дом со временем стал называться Королевским. Вопреки громкому титулу, его сдавали в аренду ремесленникам, в бывшей винной сделали кордегардию — помещение караула.

В 1686 году в доме был подписан так называемый вечный мир между Россией и Польшей. Согласно условиям этого пакта Польша отказывалась от претензий на Левобережье, Киев, Чернигов и Смоленск, получая взамен военную помощь в борьбе против Турции и Крыма.

В 1723 году дом перешел в собственность магнатов Жевуских. В конце XVIII столетия его отреставрировали, а со временем продали О. Ходкевичу. В 1816 году собственником стал Понинский. В те времена была проведена частичная перестройка дома. Несколько изменилось планирование — круглый Тронный зал переделали на прямоугольный. В так называемых королевских покоях появилась лепка на стеле и на стенах, оформление мрамором. Наверное, в то же время снесли часть галерей двора, заменив их безобразной коробкой. Понятно, что от галерей прибыль небольшая, а коробку можно сдать в аренду. Князь К. Понинский тщательно следил за состоянием королевских покоев, не обращая внимания на двор. Как видно из фотографии того времени, часть двора была застроена разного рода времянками и складами. Галереи застеклили и превратили в амбар.

В 1908 году последний собственник дома князь Любомирский продал его городу — для устройства здесь музея. Когда приводили в порядок двор, вывезли сто (!) телег мусора. Реставрационные работы длились вплоть до 1930 года.

Музей был открыт 12 сентября 1908 года в 225 годовщину разгрома Яном III турок под Веной. И получил он название «Национальный музей имени Яна III».

Во времена Австрии и буржуазной Польши музей влачил жалкое существование. Его годовой бюджет составлял пять тысяч злотых. Сюда входили затраты хозяйственные, жалованье персонала, средства на закупку экспонатов. Пополнения фондов происходило, главным образом, за счет пожертвований. Директор, охранник фондов, сторож — это и весь штат музея. Кстати, его открывали трижды в неделю по четыре часа. Настоящая жизнь музея началась при Советской власти. Постановлением Совета Народных Комиссаров УССР от 23 мая 1940 года во Львове создан исторический музей. Но работы по его организации прервала война. Гитлеровцы разграбили коллекции музея. В особенности пострадали коллекции оружия и нумизматики. Тогда же исчезло и знаменитое Михалковское сокровище — семь килограммов золота. Музей восстановил свою работу сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков — приказ № 1 по музею датируется 27 июля 1944 года. Работать в то время приходилось в очень нелегких условиях. Не было средств, материалов и, самое главное, — кадров, но все эти трудности преодолели благодаря населению города. Ныне Львовский исторический музей по объему экспозиции и количеству экспонатов занимает второе место в Украине, уступая лишь Киевскому (главным образом, за счет археологической коллекции). В фондах Львовского исторического сохраняется около 300 тысяч экспонатов. Его экспозиции посещает более 400 тысяч человек в год.

Большую популярность имеет «итальянский дворик». Здесь снимали фильмы «Салют, Мария!», «Ошибка Оноре де Бальзака» и многие другие.

Дом № 8 в XVII столетии принадлежал богатой армянской семье Бернатовичей. Перестроен в XIX столетии, от старого дома остался только цоколь. Почти сорок лет (с 1946 г.) здесь находился известный Львовский шахматный клуб, воспитавший Леонида Штейна, Александра Билявского, Марту Шуль и многих других. В клубе было всего три комнаты. В двух стояли длинные столы и лавки — здесь играли посетители. В третьей комнате — кабинете директора — играли избранные, уже на маленьких столиках, на каждом из которых лежала картонная доска. Но любителей старинной игры не пугали неудобства — клуб славился большой популярностью.

Дом № 9. В 1376 году правитель Галиции Владислав Опольский отдал участок, на котором сооружен дом, католическим архиепископам. Он принадлежала им вплоть до 1939 года.

Какими были дома, стоявшие здесь до XVII столетия, сказать тяжело. Но если учесть, что во время визитов во Львов в них останавливались польские короли, то можно с полным правом причислить эти дома к лучшим в городе.

Дом № 9 (в современном виде) построен в 1634 году архитектором Яном Покоровичем для архиепископа С. Гроховского. Он имел 68 комнат. Особой роскошью отличались спальня и зал, выложенный плоским золотистым кирпичом и кафелем (так называемый Фарфоровый, или Золотой зал). Здесь тоже останавливались польские короли.

В 1844 году дом передали католической семинарии. Была проведена реконструкция, во время которой исчез Золотой зал и вырос четвертый этаж. Весь дом сдавали в аренду — частично под типографии. С 1957 года — здесь городская библиотека для молодежи и юношества, кстати, одна из лучших в Львове.

Дом № 10 в современном виде построен в 50-х годах XVIII столетия архитектором де Виттом на месте семи домов: двух от Рынка, трех — от улицы Русской и двух — от улицы Ивана Федорова. На портале с улицы Ивана Федорова сохранилась дата «1695». Характерной деталью дома является угол с декоративными изображениями оружия. Угол мешает прохожим, и ничего не поделаешь, он — опора всего сооружения. Сделал его по проекту архитектора С. Фессингера скульптор С. Кодецкий. В одном из домов, вошедших комплекс, жил известный львовский поэт начала XVII столетия Шимон Шимонович. Сам же дом принадлежал князьям Любомирским. В 1767 году здесь останавливался на постой командующий русскими войсками генерал Кречетников. С 1772 по 1821 года в доме находилась резиденция австрийских губернаторов Галиции. С 1895 года дом принадлежит «Просвите», разместившей здесь несколько своих организаций и типографию. На первом этаже был книжный магазин Научного Общества имени Т. Г. Шевченко.

Дом № 13. Этот номер появился только при Советской власти. Раньше дом нумеровался «12 а». В XVII столетии она принадлежала семье Алембеков (правильно — Альнпеков), один из представителей которой — автор первого описания Львова. Во второй половине XVIII ст. дом перешел в собственность семьи Синьй (пишется Сигни), ей же принадлежало имение под Львовом, получившее название Сигнивка (такая улица существует и сейчас).

Дом № 14 — дом Массаровский или Венецианский. Название пошло от далматинца Антонио Массари, которому дом принадлежал в конце XVI столетия. Антонио Массари приехал во Львов, принял городское гражданство, вступил в брак с богатой местной невестой. Занимался торговлей, а еще выполнял функции консула Венеции. Вот почему над входом герб Венеции — крылатый лев св. Марка. В 1589 году дом перестроил прославленный архитектор Павел Римлянин. А дата «1600», что на гербе, указывает год реставрации дома. Дом № 18 — дом Гутетеровский — построен в середине XVI столетия. Имел большие залы, поэтому его часто использовали для банкетов и приемов. В 1672 году, во время осады Львова турками, здесь жил турецкий казначей, прибывший за выкупом. Аптека, находящаяся в доме на первом этаже, существовала уже в первой половине XIX столетия и называлась «Под золотым оленем». Ее собственником была семья Зенткевичей — аптекарским делом она занималась еще с XVI столетия. Во Львовском историческом музее хранится аптекарская ступа с фамилией Зенткевичей и датой — „1776”. Дом № 19 — дом Пелнинский, построен в XVI столетии. Принадлежала семье Пелко. От этой фамилии пошло и название Пелчинского пруда, которого уже нет и который находился на современной улице Дзержинского.

Дом № 20 — дом Кайзеровский, или Кралевский. Скульптурное оформление выполнено приблизительно в 1786 году Ф. Олендзким. Во второй половине XIX столетия здесь находился магазин М. Димета, где в 1864 году впервые во Львове продавался «Кобзарь».

Дом № 23 — дом Шольцвольфовичевский. На Рынок выходит его боковой фасад. Построен в 1630 году. На Рынок выходят три окна — так, как требовали тогдашние законы. И сломать их, эти законы, не могли и огромные доходы Шольцвольфовичей, богатейших людей Львова. 12 сыновей и дочерей имел Вольф Шольц, получивших в наследство 25 тысяч червонцев, не считая земель, магазинов, товаров, движимого имущества.

Дом № 24 еще в XVI столетии носил название Гиблевский, или Массаровский. Фактически он належал Шольцам, зятем которых был А. Массари (владелец дома № 14). В память о нем, в XX столетии на лестницах установили изображение крылатого лева — герба Венеции.

В конце XVII — начале XVIII столетия дом приобрел городской советник Гордон (дом начали называть Гордоновский). В 1707 году здесь трижды останавливался Петр I.

В начале XX столетия здесь достроили четвертый этаж, установили барельеф (автор 3. Курчинский). Фрагменты старой конструкции, сохранившиеся после перестройки, свидетельствуют, что дом имел когда-то очень красивый интерьер. В этом доме найдены остатки гипокауста — средневековой системы воздушного обогревания.

С 1947 года в доме разместилась экспозиция исторического музея.

Дома № 25 и № 26 принадлежали братьям упомянутого выше Вольфа Шольца—Якубу и Яну. В дворах сохранились фрагменты средневековой застройки.

Дом № 28 построен для врача Д. Гепнера в 1570 году. Здесь провел свою последнюю ночь Иван Подкова, один из руководителей запорожского казачества, национальный герой украинского и молдавского народов. Отсюда 16 июня 1578 года его повели на смертную казнь.

Участок, занимаемый домом № 29, состоит из двух частей, одна из которых принадлежала Кампианам (после них — Острогорским, Гросваерам). В доме, построенном на нем, во второй половине XVII столетия жил бургомистр и историк Львова Зиморович. Второй же участок принадлежал С. Дыбовицкому. В 1767 году участки перешли в собственность Ф. Корытовского, тогдашнего коменданта города. Землю он купил, но средств для сооружения дома Корытовскому не хватало. Как раз тогда, в 1768 году во Львов привезли на смертную казнь 400 гайдамаков, участников Колиевщини. Ф. Корытовский решил со смертной казнью подождать, а повстанцев использовать как бесплатную рабочую силу. Дом вышел очень красивый, но после окончания работ в 1770 году, строителей казнили — одних во Львове, остальных — в городах Львовщины. В 1803 году дом приобрел швейцарец Д. Андриолли, который через двадцать лет, а точнее в 1825 году открыл во дворе первую в Львове кондитерскую.

Этот дом имеет проходной двор-пассаж, откуда и название — «пассаж Андриолли»

Дом № 32 поставлен на месте семи старых домов в 1912 году. Назывался «домом Ципперов» и был первым во Львове универмагом.

Дом № 36 в современном виде построен в 1778 году. В конце, XVIII столетия здесь жил Ю. Понятовский, национальный герой Польши. С начала XX столетия дом принадлежал «Народной торговле»— кооперативной организации украинской буржуазии.

Дом № 38 — дом Вилчковский. Вскоре 37-й и 38-й дома объединили и создали выставочный зал Дома моделей. Во время реставрации в подвалах обнаружены замечательные росписи XVII столетия.

Дом № 39 — дом Толлочковский. В 1656—1657 и 1660—1663 годах здесь находился государственный монетный двор. Тогда дом принадлежал уже упоминавшимся аптекарям Зенткевичам.

Дом № 40. Наверное, нет во Львове человека, который не знал бы часовни Боимов — фамильной гробницы этой семьи, замечательного памятника архитектуры XVII столетия. До нас она дошла в перестроенном виде. Последняя реконструкция, во время которой фасад украсили фигурами атлантов, осуществлена в 1773 году.  [Использованные материалы]

 


Площадь Рынок №02.jpgПлощадь Рынок №05.jpgПлощадь Рынок №06.jpgПлощадь Рынок №07.jpgПлощадь Рынок №08.jpgПлощадь Рынок №09.jpgПлощадь Рынок №10.jpgПлощадь Рынок №11.jpgПлощадь Рынок №12.jpgПлощадь Рынок №13.jpgПлощадь Рынок №14.jpgПлощадь Рынок №15.jpgПлощадь Рынок №16.jpgПлощадь Рынок №17.jpgПлощадь Рынок №18.jpgПлощадь Рынок №19.jpgПлощадь Рынок №20.jpgПлощадь Рынок №21.jpgПлощадь Рынок №22.jpgПлощадь Рынок №23.jpgПлощадь Рынок №24.jpgПлощадь Рынок №25.jpgПлощадь Рынок №26.jpgПлощадь Рынок №27.jpgПлощадь Рынок №28.jpgПлощадь Рынок №29.jpgПлощадь Рынок №30.jpgПлощадь Рынок №31.jpgПлощадь Рынок №32.jpgПлощадь Рынок №33.jpgПлощадь Рынок №34.jpgПлощадь Рынок №35.jpgПлощадь Рынок №36.jpgПлощадь Рынок №37.jpgПлощадь Рынок №38.jpgПлощадь Рынок №39.jpgПлощадь Рынок №40.jpgПлощадь Рынок №41.jpgПлощадь Рынок №42.jpgПлощадь Рынок №43.jpgПлощадь Рынок №44.jpgПлощадь Рынок №45.jpg

6 Комментарии

  1. Свое начало она ведет еще с 14 века, когда она имела внешний вид, характерный для всех торговых площадей того времени в польских и немецких городах, чье влияние на Львовские земли было довольно велико.

  2. Несмотря на многочисленные изменения внешнего вида от пожаров и разрушений площадь Рынок по-прежнему остается самой гармоничной и элегантной в городе. В самом ее центре находится ратуша, построенная еще в 19 веке, а окружают ее 40 камениц, формируя ее загадочный облик. Все эти здания были построены в разные года, начиная с 14 века.

  3. MikeJamb:

    Один из самых красивых городов Украины это Львов с его ратушами, костелами, дворцами и площадями. А самая главная площадь Львова это площадь Рынок, она же является центральной в городе.

  4. plastaller:

    Один из самых красивых городов Украины это Львов с его ратушами, костелами, дворцами и площадями. А самая главная площадь Львова это площадь Рынок, она же является центральной в городе.

  5. Оптовик:

    Кроме того, будет интересно подняться на вершину ратуши и посмотреть на город с высоты птичьего полета. А затем спуститься и неспешно побывать в каждом из заинтересовавших вас мест. Наша сеть аренды велосипедов на площади рынок во Львове к вашим услугам, дабы побыстрее добираться до каждого пункта знакомства с городом.

  6. CrafTzon.ru:

    Здесь интересно пройтись по периметру самой площади, которая построена по немецкому образцу. Каждый дом сделан в неповторимом стиле и имеет свою историю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *