Улица Городоцкая
16.02.2012
Улица Юрия Мушака
17.02.2012

Проспект Свободы

Львов. Проспект СвободыПроспект Свободы — центральная улица Львова, одна из самых красивых и престижных в городе, эпицентр деловой и культурной жизни. В архитектуре проспекта Свободы переплелись черты сецессии и эклектики, питаемой историческими стилями классицизма, неоренессанса и барокко. Общая длина проспекта составляет около 350 метров. С южной стороны он ограничен площадью Мицкевича, а с северной стороны — пересекающей его улицей Городоцкой, за которой проспект Свободы переходит в проспект Вячеслава Черновола.

Изменение политической обстановки во Львове находило своё отражение в изменении названия его главной улицы. С конца XVIII века он носил название Нижние Валы, с 1855 года его нечётная сторона называлась Карла Людвига нижняя, чётная — Карла Людвига верхняя, с 1871 нечётная сторона — Карла Людвига, а чётная — Гетманская. В 1919 нечётная сторона, носившая имя австрийского эрцгерцога была переименована польскими властями в улицу Легионов. Однако в городском польском просторечии обе части проспекта к тому времени уже получили устоявшееся имя — Гетманские Валы (польск. Wały Hetmańskie). В 1940 году советские власти переименовали бульвар в улицу 1-ого Мая. Немецкие оккупационные власти снова разделили проспект на две стороны, чётная сторона стала называться Опернштрассе (нем. Opernstrasse), нечётная — Музеумштрассе (нем. Museumstrasse); в 1942 они были объединены и получили название Адольф Гитлер плац (нем. Adolf Hitler platz). В 1944 на короткое время вернулись названия обеих частей бульвара — улицы Легионов и Гетманская. С 1945 — вновь 1-го Мая. С 1959 — проспект Ленина, и, наконец, с 1990 года — проспект Свободы.

 

Львовский национальный академический театр оперы и балета

Львовский национальный академический театр оперы и балета им. С. А. Крушельницкой — театр во Львове. Адрес: Львов, проспект Свободы, 28

Необходимость в отдельном здании для городского театра стала чувствоваться особенно ощутимой в конце XIX века. В 1895 году был объявлен конкурс, в котором победила работа директора Львовской высшей художественно-промышленной школы З. Горголевского. Он предложил смелое решение для места постройки нового театра. Так как центр города к тому времени был плотно застроен, проект предусматривал перекрытие городской реки, Полтвы, сплошными бетонными сводами. З. Горголевский руководил всеми земляными и строительными работами. Основная нагрузка легла на львовскую фирму инженера И.Левинского. Строительство началось в июне 1897 года и длилось почти три года.

Театр построен в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко, в духе так называемого венского псевдоренессанса. Театр был декорирован и снаружи и внутри, продемонстрировав искусство скульпторов (П. Войтович, А. Попель, Э. Печ, Т. Баронч) и художников (Т. Попель, М. Герасимович, Т. Рыбковский, З. Розвадовский, С. Дембицкий, С. Рейхан).

Большой городской театр (так назывался Оперный театр до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии приняли участие писатель Генрик Сенкевич, композитор И. Падеревский, художник Г. Семирадский. В этот вечер в театре показывали постановку драматической оперы «Янек» В. Желенского про жизнь жителей карпатской Верховины.

В 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса. В 1939 году здесь прошли Народные сборы Западной Украины, которые поддержали присоединение Галиции и Волыни к УССР. Театр был вновь открыт в 1939 году и получил название Львовского государственного оперного театра. В 1956 году получил имя Ивана Франко, в 1966 — звание академического. В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году. В 1996 году здесь происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы.

Львовский театр оперы и балета состоит из ряда коллективов:

  • симфонический оркестр — около 90 профессиональных музыкантов;
  • солисты оперы — свыше 40 профессиональных вокалистов;
  • хор — около 60 артистов-профессионалов;
  • балетная труппа — около 60 артистов.
  • Репертуар театра составляют более 40 опер и балетов.  [Использованные материалы]

Музей этнографии и художественного промысла

Музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины — государственный музей во Львове. Единственный музей этнографии на Украине, проспект Свободы, 15.

Музей этнографии занимает здание Галицкой кредитной кассы. Это вторая по значимости (после главного корпуса Львовской политехники) работа Юлиана Захаревича (1837—1898). Здание выделяется романтической трактовкой неоренессансных мотивов. Архитектор и строители активно использовали текстурные особенности и цвет материалов: полихромный надрейнский кирпич, тёсаный тернопольский камень, майоликовые рельефы и металлические кованные решётки. Ярко и выразительно был решён вестибюль, выложенный полихромной плиткой, украшенный панелями из цветного камня и витражами фирмы «Тиролер Глассмалерай» из Инсбрука. Интерьеры и фасад здания были декорированы многочисленными работами из скульптурной мастерской Л.Маркони. Завершает здание купол со шпилем; возле основы купола размещена аллегорическая скульптурная группа, которая символизирует экономическое процветание Галиции.

Создание музея

Музей был создан в 1951 году под названием Государственный музей этнографии и художественного промысла АН УССР. Для новосозданного музея были объединены собрания Музея этнографии Львовского филиала АН УССР (бывший Музей Научного общества имени Шевченко) и Львовского государственного музея художественных промыслов (бывший Городской музей художественного промысла), которые еще в 1940 году были пополнены коллекциями национализированных общественных и частных музеев (Национальный музей, музей имени Любомирских, музей имени Дедушицких, музей женской гимназии сестер-василианок, этнографическое собрание О.Прусевича).

Деятельность

Экспозиция делится на два отдела: этнографический (свыше 44 000 экспонатов) и художественного промысла (свыше 28 000 экспонатов). Музей владеет богатой коллекцией керамики, фарфора и фаянса, изделий из художественного стекла. Отдельного упоминания заслуживает музейная коллекция часов XVI—XX вв. и насчитывает около 350 образцов.

Музей издавал «Материалы по этнографии и искусствоведению» (1955—1963), альбомы (народная одежда, резьба и т. п.) и отдельные работы (К.Матейко «Народная керамика западных областей УССР XІ-XX ст.», В.Рожанковский «Украинское художественное стекло», Л.Сухая «Художественные металлические изделия украинцев восточных Карпат», А.Будзан «Резьба по дереву в западных областях Украины», Я.Запаска «Орнаментальное оформление украинской рукописной книги», И.Сенив «Творчество Е. Л. Кульчицкой» и т. п.), устраивает периодические выставки, с 1955 г. имеет постоянную экспозицию «Быт украинского народа» от XVI столетия.

В издательстве «Искусство» 1976 года вышел альбом с 400 цветных и черно-белых иллюстраций, которые представляют шедевры украинского декоративно-прикладного искусства, собранные в Музее. [Использованные материалы]

Галицкая кредитная касса

Галицкая кредитная касса (ныне — Музей этнографии, пр. Свободы, 15)

Здание Галицкой кредитной кассы — вторая по значимости (после главного корпуса Львовской политехники) работа Юлиана Захаревича (1837—1898). Сооружение по его проекту достраивалось сыном Ю.Захаревича Юлианом, которому также помогали инженеры З.Кензерский и Струшкевич, архитектор Ю.Яновский.

В застройке проспекта Свободы здание Кредитного общества выделяется романтической трактовкой неоренессансных мотивов. Архитекторы активно использовали текстурные особенности и цвет материалов: полихромный надрейнский кирпич, тёсаный тернопольский камень, майоликовые рельефы и металлические кованные решётки. Ярко и выразительно был решён вестибюль, выложенный полихромной плиткой, украшенный панелями из цветного камня и витражами фирмы «Тиролер Глассмалерай» из Инсбрука. Интерьеры и фасад здания были декорированы многочисленными работами из скульптурной мастерской Л.Маркони. Завершает здание купол со шпилем; возле основы купола размещена аллегорическая скульптурная группа, которая символизирует экономическое процветание Галиции.

Галицкая кредитная касса с расположенным на углу здания куполом, доминирующим в силуэте проспекта, оставляет ощущение мажорной красочности. Данное сооружение знаменовало собой отход от «археологической» трактовки львовскими архитекторами исторических стилей, движение в сторону более красочных интерпретаций, что предвещало последующее распространение сецессии.

С 1951 года здание занимает Музей этнографии и художественного промысла. Здесь же расположен Институт народоведения Национальной академии наук Украины.  [Использованные материалы]

Промышленный музей

Промышленный музей (теперь Национальный музей, пр. Свободы, 20)

Данное здание является одним из последних памятников львовского историзма и, одновременно, единственным сооружением в городе с самого начала предназначенное для музея. Промышленный музей строился в 1898—1904 годах на месте разобранного в 1802 году Нижнего замка. Архитектором проекта являлся Ю.Яновский. Cтроительными работами руководил Э.Жухович, орнаментику выполнили А.Попель и М.Паращук.

В конструктивном плане здание отвечало новаторским тенденциям в архитектуре: вокруг центрального пространства с верхним залом размещались комнаты и анфилады музейных залов. Художественная форма сооружения решена в духе эклектизма, с богатой орнаментировкой на фасадах и в интерьере. Архитектурные и декоративные элементы свидетельствуют о влиянии здания венского Музея искусств.

В 1950—1990 в здании размещался Музей В. И. Ленина, с 1990 года в нём находится Национальный музей во Львове.  [Использованные материалы]

Экономический факультет Львовского университета

Экономический факультет Львовского университета (пр. Свободы, 18)

Данная территория после разрушения городских укреплений была занята зданием австрийского губерниального правительства. Во время Великой отечественной войны оно было разрушено и разобрано. В 1950—1952 годах по проекту архитекторов И.Персикова и Г.Швецко-Винецкого здесь было выстроен корпус экономического факультета Львовского университета. Классические архитектурные формы сооружения выполненного в стиле «сталинского ампира» позволили зданию хорошо вписаться в общий стиль проспекта.  [Использованные материалы]

Гранд-отель

Гранд-отель (пр. Свободы, 11/13)

Здание «Гранд-отеля» было выстроено в 1892—1893 годах по проекту Эразма Гарматника. Фасад «Гранд-отеля» украшен скульптурами Леонарда Маркони. на первом этаже здания в первые десятилетия его существования находились четыре магазина, а на верхних этажах — 48 отельных номеров и ресторан. В отель было проведено электрическое освещение, интерьеры были выполнены в стиле необарокко, и он считался наиболее комфортабельным во Львове. «Гранд-отель» составлял единый комплекс с пассажем Гаусмана (теперь — проезд Кривая Липа). После Второй мировой войны в здании размещалась гостиница «Львов» (позже — «Верховина»). В 1990-х здание было отреставрировано, а отелю возвращено его прежнее название.  [Использованные материалы]

Венская кофейня

Венская кофейня (пр. Свободы, 14)

Здание «Венской кофейни»  выстроено в 1829—1829 годах по проекту М.Брезани и перестроено в духе неоренессанса в 1880 году. Со стороны бульвара в нём была устроена одна из первых кофеен во Львове, «Венская кофейня», которая была вновь открыта в 1998. В 2005 году в здании была размещена гостиница «Вена».  [Использованные материалы]

Пассаж Феллеров

Пассаж Феллеров (пр. Свободы, 35)

Пассаж был выстроен в 1902 году Артуром Шлееном. В 1908—1909 годах по проекту Ф.Касслера был создан фасад пассажа в стиле модернизированного ренессанса. Тогда же фасад был украшен скульптурами: в нишах окон второго этажа появились каменные атланты и кариатиды, на аттике — женские фигуры, аллегории коммерции и транспорта. Пассаж является действующим, по нему можно пройти на ул. Наливайко.  [Использованные материалы]

Пражский банк

Пражский банк (ныне — филиал Проминвестбанка, пр. Свободы, 17)

Здание для львовского филиала Пражского банка было выстроено в стиле поздней сецессии в 1911—1912 годах. Автором проекта был чешский архитектор Матей Блех, фасады были украшены также чешским скульптором Эммануэлем Кодетом. В здании сохранились многочисленные ценные детали интерьеров: витражи, светильники, стенные пакеты, паркет, пневмопочта, сейфы, мебель. В 1932—1939 годах здесь находился Общий акционерный банк. В настоящее время здание продолжает выполнять свои функции, в нём находится отделение Проминвестбанка.  [Использованные материалы]

 

История проспекта

После присоединения Галицкой Руси в 1772 году к Австрии начали разбираться львовские укрепления, которые к тому времени находились в плачевном состоянии. В результате ликвидации западной линии укреплений образовались нынешние площади Мицкевича и святого Духа, а также чётная сторона проспекта Свободы. Западная часть львовских городких укреплений состояла из Высокой стены (на которой стояли башни резников, кузнецов и слесарей, торговцев, пекарей), Нижнего Замка (со шляхетской и угловой башнями) и Нижнего вала (с артиллерийскими бастионами Фарским, Гетманским и Гродским).

В свою очередь, четная сторона проспекта образована из левого берега Полтвы, который до ликвидации укреплений представлял собой болотистую местность, на которой стояли кое-где небольшие домики жителей предместья и лепрозорий. На территории, где ныне установлен памятник Шевченко в XVII—XVIII веках сооружали небольшие временные театры. В 1787 году в костёле, расположенном на месте нынешнего Национального музея, был открыт первый стационарный львовский театр.

Формирование проспекта Свободы, фактически второго (после площади Рынок) исторического центра Львова началось в 1780-е годы. До 1800 года вальные укрепления были перепланированы, и сформировался бульвар (Нижние Валы, Untere Wallgasse) с рядами тополей и пешеходной аллеей вдоль Полтвы. Уже с начала XIX века прогулки по бульвару стали модными, на нём появляются киоски.

27 января 1836 в здании дирекции львовской полиции, которое находилось на месте современного «Гранд-отеля» родился австрийский писатель Леопольд фон Захер-Мазох (от его фамилии образовано понятие мазохизм). Захер-Мазох родился в служебной квартире своего отца Леопольда Захера, который возглавлял в то время львовскую полицию.

С 1858 года Нижние Валы начали освещаться газовыми фонарями взамен масляных. В 1887—1888 инженер Вацлав Ибианский перекрыл Полтву бетонными сводами в районе бульвара, а новые насаждения деревьев и цветов разбил проектировщик Стрыйского парка Арнольд Реринг. Вдоль нечётной стороны бульвара в 1888 году были проложены линии конного трамвая, а в сентябре 1893 году — линии электротрамвая.

Значительно расширившийся бульвар стал местом рандеву и «чёрной биржи». По вечерам возле памятника Михаилу Архангелу собирались коммерсанты, в основном евреи, ожидавшие телеграмм из Вены: напротив памятника в здании Галицкого кредитного общества (ныне Музей этнографии) размещался телеграф; именно это место бывшей «чёрной биржи» с конца 1990-х стали называть «клумбой», местом встреч граждан национал-патриотической и националистической ориентации

Вместе с Марийской площадью (ныне пл. Мицкевича) и и ул. Академической (пр. Шевченко) Гетманские Валы образовали единую пешеходную, прогулочную зону — так называемое Корзо. С конца XIX века бульвар застраивается зданиями отелей, банков, доходных домов, на нём появляются модные магазины.

Завершение строительства Городского театра (ныне — Оперный театр) в 1900 году стало важным акцентом пространственной композиции проспекта, перспективный вид на новый театр стал одним из наиболее привлекательных во львовском урбанистическом ландшафте.

В 1901 году было устроено электрическое освещение бульвара. В междувоенный период общественное значение проспекта подчёркивалось проведением разнообразных массовых акций.

В 1939 году в Городском театре работало организованное коммунистами Народное собрание Западной Украины, на котором было утверждено решение об объединении западно-украинских земель, находившихся в составе Польши, с Украинской ССР.

В 1941, во время немецкой оккупации, городское строительное управление разработало план перепланировки бульвара в Адольф-Гитлер-ринг с триумфальной аркой в центре и памятником фюреру. В 1943 году здесь советский разведчик Николай Кузнецов уничтожил генерала Германа Кнута, заместителя Эриха Коха по общим вопросам, главу конторы «Пакетаукцион», вместе с его адъютантом и водителем.

В послевоенный период усилилось общественное и транспортное значение проспекта. В 1951 году было принято решение прекратить трамвайное движение по проспекту. Прокладка улицы 700-летия Львова (ныне пр. Черновола) резко увеличила автомобильный поток. Как и в австрийско-польское время люди продолжали неформально собираться на бульваре — «чёрная биржа» превратилась в футбольную. С победой львовской футбольной команды СКА «Карпаты» на Кубке СССР (1969) связаны единственные неорганизованные демонстрации на бульваре во времена, предшествующие перестройке.  [Использованные материалы]

 

Оперный театр им. Соломии Крушельницкой (3D Панорама


Каждый, кто посещает Львов, обязательно должен побывать в оперном театре им. Соломии Крушельницкой. Именно изображение этого театра попало на двадцатигривневую купюру.

Оперный театр является гордостью города, что захватывает великолепием и удивляет историей. По особенностям архитектурного стиля оперный театр засчитывают к неоренессансу и необароко, однако также здесь можно найти и елементы стиля модерн и сецесии.
Проект оперного театра исполнил директор Львовской Промышленной школы проф..Зигмунд Горголевский, который в 1895 году выиграл конкурс, объявленный Львовским Магистратом. Здание начали строить в 1897 году, а торжественное открытие театра состоялось 4 октября 1900 г. Тогда в новооткрытом театре состоялся показ премъеры — лирико-драматической оперы «Янек» В.Желенского.
Сам театр является образцом не только архитектуры а также скульптуры и живописи. Наиболее извесные скульптурне композиции на фасаде театра – «Радости и страдания жизни» (А.Попель), «Комедия и драма», «Музыка» и статуя «Слава» (П.Вийтович) и др.
Особенное внимание следует обратить на пышность и утонченность интерьера театра, где каждая картина, фреска или елемент декора завораживают непревзойденностью и величием. Зал для зрителей в оперном театре напоминает форму лиры и имеет возможность поместить 1200 человек, насчитывая 44 ложи.

На сцене оперного театра во Львове корда-то пели извесные украинские исполнители – О.Мишуга, М.Менцинский, С.Крушельницкая, барельефы которых установлены в зеркальном зале театра.

В конце 70-х гг. ХХ в. театр был закрыт на реконструкцию, а открыл двери для зрите лей в 1984 году. В 1999 г. в одном из помещений оперного театра происходила Шестая Встреча Президентов государств Центральной Европы.
Оперний театр во Львове – это величественное здание, ансамбль архитектурных стилей и багатства, и сегодня тоже привлекает организаторов баллов или конференций, которые проводят в бальном и зеркальном залах. Непременно стоит посетить хотя бы один из знаменитых спектаклей труппы этого театра.  [Использованные материалы]

Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого (3D Панорама)

[separator style_type=»shadow» top_margin=»5″ bottom_margin=»5″ sep_color=»» icon=»» width=»100%» class=»» id=»»]

Львовский национальный музей имени А. Шептицкого сохраняет выдающююся коллекцию произведений украинского исскуства. Этот музей — богатая сокровищница украинской национальной культуры. Главный корпус национального музея в Львове находится на проспекте Свободы, другой корпус — на улице Драгоманова (помещения дворца Дуниковских). Национальный музей во Львове изначально основывался как частный фонд при содействии митрополита греко-католической церкви Андрея Шептицкого, который в 1905 году инициировал его создание. Основу музея составила художественно-творческая коллекция митрополита, который и удерживал его за свои средства. Все организационные работы по формированию фондов музея доверили известному украинскому историку и искусствоведу Иллариону Свенцицкому. В 1911 году экспозиция музея разместилась в приобретенном дворце Дуниковских, а в 1913 году, на основании торжественного акта, музей передается у дар народу Украины и открывается для широкой общественности. После обретения Украиной независимости в 1991 году музею присвоен статус национального. Того же года национальному музею во Львове был передан его основной корпус на проспекте Свободы, в котором ранее был размещен музей Ленина. Само здание национального музея во Львове построено в 1904 году по проекту Юзефа Каэтана, строительной компанией Эдмунда Жиховича. Это здание сводилось при содействии Галицкой сберкассы, как музей художественного промысла, первоначально она была оформлена интересной орнаментальной лепниной и аллегорическими скульптурами, которые были утрачены в советские времена. Всего фонды национального музея во Львове насчитывают более 150 000 артефактов культуры таких периодов: украинское сакральное искусство эпохи средневековья (иконы, рукописи и др.), эпоха украинского Ренессанса и культура барокко, подборка произведений украинского искусства XIX — ХХ вв. Стоит отметить, что в музее хранятся оригинальные произведения Тараса Шевченко. Также в национальном музее представлены произведения народного искусства — керамика, народная одежда, писанки и др. Туристам и гостям города Львова обязательно стоит посетить национальный музей, обогатиться яркими впечатлениями и знаниями культуры Украины.  [Использованные материалы]

Музей этнографии и художественного промысла (3D Панорама)


Музей этнографии и художественного промысла во Львове был создан в 1951 году и первоначально носил название Государственного музея этнографии и художественного промысла АН УССР. В настоящее время музей входит в структуру Института народоведения при Национальной Академии наук Украины.

Здание музея этнографии и художественного промысла во Львове находится на проспекте Свободы, 15. Стоит отметить, что это сооружение бывшей Галицкой кредитной кассы, спроектировано известным во Львове архитектором Юлианом Захаревичем. Внешне это здание выделяется неоренессансным и необарочным оформлением. Фасад здания привлекает к себе внимание благодаря интересному декорированию, ведь в оформлении сооружения используется и тесаный камень, и полихромный кирпич, и металл. Гармонично дополняют внешний вид здания мотивы украинской сецессии, в частности аллегорическая скульптурная группа рядом с ее купольной частью. На углу музея этнографии и художественного промысла находится купол с шпилем, что указывает на процветание Галиции.

Экспозиция музея этнографии и художественного промысла делится на две части. Первая часть касается собственно этнографических экспонатов, их насчитывается около 44 000. Вторая часть представляет экспонаты художественного промысла, но их гораздо меньше — 28 000.

В музее этнографии и художественного промысла есть уникальная сборка мебели с XV по ХХ век. Также в музее этнографии и художественного промысла хранятся интересные образцы керамики, тканей, вышивки из разных этнических регионов Украины.  [Использованные материалы]

Памятник Тарасу Шевченко (3D Панорама)


Невозможно представить украинского патриотического города, в котором бы не было памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко. Львов, конечно, не исключение. Памятник Великому Кобзарю построен в самом центре города — на проспекте Свободы. Этот почетный монумент был открыт 24 августа 1992 в честь годовщины принятия Украины декларации о ее независимости. Также это произведение искусства и символ новообретенной свободы дополняет 14-ти метровая «Волна Национального Возрождения» с изображением Матери Божьей на ее вершине. Этот элемент памятника открыли четыре года спустя, 24 августа 1996 года. Сама «Волна» символически показывает всю тяжелую дорогу украинского народа к свободе. Фигура Тараса Шевченко и «Волна» гармонично дополняют друг друга: Тарас Шевченко как борец и пример настоящего воплощение духа национальной идеи и Богородица, которая хранит под своим омофором всех тех, кто перетерпел несвободу. Этот памятник — воплощение архитектурного проекта Ю.Дибы и Ю.Хромея, а также скульпторов В. и А. Сухорских.

Сама площадь, на которой возведен памятник Тарасу Шевченко во Львове, стала культовым местом, где происходят различные мероприятия: концерты, митинги, выступления уличных артистов и т.д. Молодежь тоже облюбовала эту площадь, которая стала местом встреч и отдыха во Львове. Кто имеет достаточно денег в кармане, может просыпаться, глядя на это величие каждый день — для этого стоит лишь поселиться напротив памятника, во львовской гостинице «Гранд Отель». Существует также более бюджетный вариант созерцания памятника: для этого необходимо иметь компьютер со свободным доступом к сети Интернет, поскольку одна из смотровых камер города расположена собственно над площадью с памятником Т.Шевченко.  [Использованные материалы]

 

Современность

Ныне проспект Свободы — это самая элегантная и престижная улица Львова, первые этажи большинства зданий заняты банками, дорогими магазинами, кафе, ресторанами, игральными клубами и казино. В то же время, во многих зданиях выше второго этажа по-прежнему находятся жилые квартиры.

С конца 1980-х проспект стал местом собрания стихийных политклубов, так называемой «клумбы» (собирались возле клумбы напротив Музея этнографии), митингов и демонстраций. С 1991 года на проспекте Свободы, на площади перед Оперным театром, перед памятником Тарасу Шевченко, проводятся также концерты и другие праздничные акции, в частности, в рамках празднования Дня города, активно проводится реставрация и ремонт исторических зданий, реконструирована одна из средневековых оборонительных башен — башня цеха торговцев, в которой расположен ресторан.

Посредине проспекта от Оперного театра к площади Мицкевича проложена широкая центральная аллея длиной более 300 метров (ныне носящая просторечно-сленговое название «стометровка»), в праздничные дни заполненная гуляющими львовянами и туристами. Здесь же, на аллее, собираются любители шахмат и домино; это также место встреч гомосексуалов. Около гранитных парапетов у подножия памятника Т.Шевченко собирается неформальная молодёжь, любят кататься роллеры, назначаются свидания. [Использованные материалы]

 

Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко

Решение о строительстве во Львове памятника Т. Г. Шевченко было принято 22 июня 1987 года. Областной конкурс 1988 и республиканский 1989 не определили ни одного проекта-победителя. Однако «клумба» и львовская общественность требовали скорейшего установления памятника. Было принято решение об использовании проекта скульпторов В. и А. Сухорских и архитекторов Ю.Дыбы и Ю.Кромея, проекта, который жюри республиканского конкурса назвала «относительно лучшим».

Торжественное открытие памятника Т. Г. Шевченко произошло 24 августа 1992 года, на годовщину принятия декларации независимости Украины, а ровно через четыре года был открыт 12-метровый элемент памятника — бронзовая «Волна Национального Возрождения».

Памятник Владимиру Ленину

Подготовка к установлению памятника В. И. Ленину началась ещё перед началом Великой отечественной войны, в июне 1941 года, но установлен он был в 1952 году, возле Оперного театра. Работа известного скульптора С. Д. Меркулова представляла собой камерную полуфигуру на высоком гранитном постаменте, который символизировал трибуну. Именно этот памятник был первым (сентябрь 1990) среди демонтированных согласно санкции местных властей; бронзовый отлив был расплавлен. При демонтаже памятника оказалось, что для строительства основания и фундамента, были использованы надгробные камни с разрушенных христианских и еврейских кладбищ города Львова.

Памятник Архангелу Михаилу

В 1940 перед памятником Яну Собесскому был установлен бетонный обелиск с соцреалистическими фигурами солдата, рабочего и крестьянина. На пьедестале находились надписи на украинском, польском и еврейском языках. Монумент был разрушен в июне 1941 года, ещё до вступления немецких войск во Львов.

Памятник Яну Собескому

В конце XIX века Гетманские Валы ассоциировались уже с именем другого гетмана, а позже короля — Яна Собеского. Памятник был торжественно открыт в ноябре 1898 года. Автором проекта выступил Тадеуш Баронч, каменный цоколь выпoлнил Ю.Марковский. Фигуру гетмана отлили в Вене, городе, который в 1683 году был спасён от турецкого нашествия армией под командованием Яна Собеского. Бронзовый всадник на каменном пьедестале испытал влияние памятников Яну Собескому в Варшаве и Богдану Хмельницкому в Киеве.

В 1950 году «львовский гетман» был перевезён в Варшаву, а оттуда в 1965 году в Гданьск.

Памятник Станиславу Яблоновскому

Каменная статуя гетмана Станислава Яблоновского, который спас Львов от нападения крымских татар в 1695, была первым памятником на территории современного проспекта Свободы. Фигура С.Яблоновского была изготовлена в конце XVIII века и стояла возле стены Нижнего замка. Позже, после разрушения Нижнего замка, она была убрана; повторно её установили в 1859 году на набережной Полтвы перед площадью Каструм, образовавшейся в результате уничтожения Нижнего замка.

Вырезанная из песчаника фигура гетмана была представлена в рыцарских доспехах, с шлемом на голове и булавой в опущенной правой руке, через левое плечо был переброшен римский плащ.

В межвоенный период «каменного гетмана» уже трактовали как излишнюю деталь главной городской улицы. В 1832 году памятник был перенесён, а после 1944 он исчез и судьба его неизвестна.

Памятник Сталинской конституции (Дружбе народов)

В 1940 перед памятником Яну Собесскому был установлен бетонный обелиск с соцреалистическими фигурами солдата, рабочего и крестьянина. На пьедестале находились надписи на украинском, польском и еврейском языках. Монумент был разрушен в июне 1941 года, ещё до вступления немецких войск во Львов.

 


Pr-A-01.jpgPr-A-01a.jpgPr-A-01b.jpgPr-A-01c.jpgPr-A-02.jpgPr-A-03.jpgPr-A-04.jpgPr-A-05.jpgPr-A-06.jpgPr-A-07.jpgPr-A-08.jpgPr-A-09.jpgPr-A-10.jpgPr-A-11.jpgPr-A-20.jpgPr-A-21.jpgPr-A-22.jpgPr-A-23.jpgPr-A-24.jpgPr-B-01.jpgPr-B-01a.jpgPr-B-02.jpgPr-B-03.jpgPr-B-04.jpgPr-B-05.jpgPr-B-05a.jpgPr-B-06.jpgPr-B-07.jpgPr-B-07a.JPGPr-B-08.jpgPr-C-01.jpgPr-C-02.jpgPr-C-03.jpgPr-C-04.jpgPr-C-05.jpgPr-C-06.jpgPr-C-07.jpgPr-C-08.jpgPr-C-09.jpgPr-C-10.jpgPr-C-11.jpgPr-C-12.jpgPr-C-13.jpgPr-C-14.jpgPr-D-01.jpgPr-D-03.jpgPr-D-004.jpgPr-D-05.jpgPr-D-006.JPGPr-D-007.JPGPr-E-01.jpgPr-E-02.jpgPr-E-03.jpgPr-E-04.jpgPr-E-05.jpgPr-E-06.jpgPr-E-07.jpgPr-E-08.jpgPr-E-09.jpgPr-E-10.jpgPr-F-01.jpgPr-F-02.jpgPr-F-03.jpgPr-F-04.jpgPr-F-06.jpgPr-F-07.jpgPr-F-08.jpgPr-F-09.jpgPr-F-10.JPGPr-F-11.JPGPr-F-12.JPGPr-F-13.JPGPr-F-20.JPGPr-F-22.jpgPr-F-23.jpgPr-F-24.jpgPr-F-25.jpgPr-F-26.jpgPr-F-27.jpgPr-F-30.JPGPr-F-40.jpgPr-F-41.jpgPr-F-42.jpgPr-F-43.jpgPr-F-44.jpgPr-F-45.jpgPr-F-46.jpgPr-F-47.JPGPr-F-48.JPGPr-F-49.JPG

1 Комментарий

  1. bigcitiesOn:

    Город – это особое поселение людей, отгороженное от хаоса и глубоко структурированное. В городе существуют все культурные формы (храмы, театры, музеи, библиотеки, школы и т. д.). Тут создаются свои «центры вращения» информации, деятельности, человеческого общения, регулирующие жизнь. В нем всякий человек отыскивает свою «нишу», в исходя из от образованности, специальности, уровня личной культуры, исторического прошлого. Абсолютно любой мегаполис имеет свое «лицо», свои нравственные измерения, свою духовность, свой менталитет. Город – понятие глубоко культурологическое; это образ жизни людей и способ существования и развития ими культуры в условиях цивилизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *