Костёл Святой Эльжбеты
15.09.2013
Армянский кафедральный собор
15.09.2013

Львовская Успенская церковь и башня КорняктаАнсамбль Успенской церкви во Львове (укр. Успенська (Волоська) церква у Львові) — памятник ренессансной архитектуры (XVI—XVII век), расположенный на ул. Подвальной, 9.

Вокруг него сплачивалась православная община города. В середине XVI века здесь возникло Успенское братство, при котором действовали типография и школа. В церкви находится изображение российского двуглавого орла, как память о пожертвовании значительных средств на строительство церкви, сделанные русским царем Федором Иоанновичем в 1592 г.

Стиль

Структура церкви выдержана в стиле итальянского ренессанса. Стены расчленены пилястрами с арками окон и плоской резьбой на метопах, резными косяками северных и южных дверей, а на парусах вверху вырезаны гербы жертвователей; резьбу выполнили львовские мастера Константин и Яков Кульчицкие.

В ансамбль входят несколько памятников. Интерьер Успенской церкви украшен живописью XVII—XVIII веков, здесь находится иконостас 1773 года, на окнах — витражи П. Холодного (1920-е и 1930-е). Часовня Трёх Святителей, соединенная с Успенской церковью в середине XIX века. Колокольня сооружена на средства К. Корнякта, высота памятника 65 м. Церковь принадлежит общине УАПЦ.

Двор Успенской церкви

 

Успенская церковь в плане представляет собой трехнефную базилику, удлиненную вдоль ул. Русской, с полукруглой апсидой, выступающей в сторону ул. Подвальной. Храм венчают три купола с фонарями; центральный купол покоится на подпружных арках, поддерживаемых четырьмя тосканскими колоннами. В такой планировочно-объемной структуре прослеживается слияние западной ренессансной и украинской строительных традиций. Первая проявилась в базиликального плане и архитектурном декоре, вторая — в традиционных купольных завершениях. Снаружи стены согласно внутренней планировке расчленены тосканскими пилястрами на симметричные плоскости, в которых прорезаны оконные проёмы с архивольтами. Фасад завершён развитым антаблементом, компонентом которого является дорийский фриз с метопами, триглифами и розетами. В полях метоп размещены рельефные, резные в камне композиции на библейские и евангельские темы.

В интерьере храма, состоящего из трех пространственных объемов — бабинца, главного нефа и алтарной части, основную эстетическую роль играет материал — белый тёсаный камень при лаконичной архитектурной пластике колонн, арок, пилястров. Центральный купол, основой которого служит дорический фриз, украшен кессонами с розетками. В его парусах помещены резные в камне гербы жертвователей, которые давали средства на строительство храма. Основой двух других куполов — в женской и алтарной части, служит дорийский фриз с метопами и триглифами. Стены, как и снаружи, расчленены пилястрами, а архитектурное решение интерьера обогащают два марша лестницы, ведущие на боковые галереи при северной и южной стенах. Свет в церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами львовского художника первой трети XX века Петра Холодного.

В церкви сохранились памятники искусства XVII—XVIII веков. Самые ценные из них — иконы страстного цикла, оставшиеся от первоначального Успенского иконостаса 1630—1638, выполненного львовскими художниками Федором Сеньковичем, 1630 (сгорел) и Николаем Петрахновичем, 1638 (теперь в церкви с. Большие Грибовичи около Львова), который в 19 в. был заменен иконостасом М. Яблонского. Из двадцати икон, смонтированных в диптих, три принадлежат кисти Ф. Сеньковича («Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Воскрешение Лазаря»), четырнадцать — М. Петрахновича, остальные происходят из второй половины XVIII в. Сам иконостас находится в селе Грибовичи около Львова, куда он продан в 1767. На стенах остались образцы станковой живописи XVII в.

Во второй половине XVIII ст. галицкая (украинская) шляхтичка Феодосия из рода Стрельбицких, супруга священника с. Миклашев о. Алексея Стрельбицкого пожертвовала для Успенской церкви 6 000 зл. В память об этом её портрет был установлен в Успенской церкви.[1] Сейчас этот портрет находится в собрании Бориса Возницкого — Львовской национальной галерее искусств в экспозиции Олесского замка.

В 1779 церковь была повреждена пожаром. Ее отстроили в 1796. При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. В 1965—1973 были проведены ремонтно-реставрационные работы.

Позже была построена часовня Трёх Святителей (освящена в 1591 году). Она простой конструкции: прямоугольник с тремя куполами, завершенными фонарями. Портал, украшенный рельефным орнаментом из виноградной лозы, принадлежит к архитектурным шедеврам Львова. Постройку часовни приписывают П. Красовскому.  [Использованные материалы]

 


004.jpg005.jpg007.jpg010-1850.jpg015.jpg020.jpg047.jpg021.jpg025-LNF_0095.jpg026-LNF_0169.jpg028-pidvalna.jpg030-U-3643.jpg032-U-3644.jpg040.jpg045-Успенська (Волоська) церква у Львові.jpg050.jpg051-001.jpg052-LNF_0094.jpg056-LOF-109.jpg058.jpg062-Каплиця Трьох Святителів. Вхід..jpg070.jpg072.JPG074.JPG076.JPG078.JPG080.JPG082.jpg085.jpg087.jpg090.jpgIMG_20141108_123137.jpg200.jpg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *